Эффекты модернизации

В Бурятии разрабатывается уникальный для России проект по предоставлению качественного образования ученикам малокомплектных школ

Опыт, приобретенный республикой в ходе реализации нового для страны проекта, будет обобщен и представлен на обсуждение всероссийскому экспертному сообществу в рамках межрегиональной конференции “Системные эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации” 6-8 ноября в Москве.

В преддверии этого большого мероприятия, организуемого ИПОП (институт проблем образовательной политики) “Эврика” при поддержке минобрнауки РФ и Рособразования, в Улан-Удэ 24-26 октября состоялся семинар педагогов республики. Представители республиканского экспертного сообщества обсудили итоги реализации КПМО (комплексного проекта модернизации образования) в Бурятии, а также приняли участие в разработке проектов по закреплению положительных эффектов для развития системы образования после завершения проекта модернизации. Если сам проект КПМО формально заканчивается 2009 годом, то президентская инициатива “Наша новая школа” будет реализовываться именно в тех регионах, где уже были внедрены комплексные проекты модернизации образования. Бурятия имеет все основания стать пилотным регионом в новом образовательном проекте.

По мнению министра образования и науки РБ Алдара Дамдинова, система образования за эти три года стала более открытой.

— В регионе были созданы общественные управляющие советы, которые активно работают, в школах введена новая система оплаты труда, увеличилась заработная плата и внедрено подушевое финансирование, в этом плане мы продвинулись дальше многих регионов, — сообщил министр. — Главное, что мы обсуждали в эти дни — что будет после завершения проекта в этом году.

Заместитель директора ИПОП “Эврика” Роман Селюков отметил, что Бурятия лидирует не только по шести направлениям КПМО, но и инициирует “достаточно мощные проекты на перспективу, которые не разрабатываются, пожалуй, нигде, кроме вашей республики”.

В частности, Бурятия является инициатором очень серьезного проекта по формированию нормативов финансирования сетевых образовательных программ. Это означает, что республика всерьез готовится к полномасштабному внедрению интернет-технологий в образовательные процессы. Причем не просто использованию их как простых каналов связи, а как ресурса, с использованием которого дети могут получать качественное дистанционное образование.

Также на семинаре прошло обсуждение так называемого рейтингования муниципалитетов — серьезного управленческого инструмента, суть которого заключается в том, чтобы позиционировать на региональном уровне муниципалитеты и те идеи, которые им хотелось бы реализовать.

Ранее в республике уже существовали рейтинги, которые позволяли оценить обеспеченность муниципалитетов, например, школьными автобусами, однако комплексного рейтинга, в котором аккумулировались бы все эффекты модернизации образования, до недавнего времени не было. Также разработан проект комплексной оценки эффективности экономического развития системы образования (КОЭРСО), который призван связать результаты образования и развития экономики региона.

Среди этих трех проектов, которые, по словам Романа Селюкова, “выгодно выделяют республику, наиболее актуальным является внедрение интернет-технологий для организации дистанционного образования”. По мнению проректора ВСГТУ Виталия Найханова, модератора экспертной группы по разработке данного проекта, его главная цель — стереть различия в доступе к качественному образованию для учащихся городских и малокомплектных школ. В отдаленной сельской местности трудно обеспечить необходимые стандарты обучения, что приводит к потере конкурентоспособности выпускников сельских школ и созданию дополнительных барьеров для дальнейшего профессионального образования.

— Независимо от того, где живет школьник, он должен получить возможность учиться у квалифицированных педагогов, — убежден Виталий Найханов. — Мы предполагаем, что проблемы малокомплектных школ можно будет частично решить через развитие дистанционных интернет-технологий.

Предполагается, что в 2010 году на базе ряда районных школ будут созданы образовательные центры с использованием интернет-технологий, которые соединят между собой порядка 6-8 малокомплектных школ в отдаленных районах Бурятии.

Таким образом, лучшие педагоги района будут давать знания сельским ученикам в режиме реального времени. Для этого классы соединят с базовой школой видеокамерами, а ученики будут общаться с учителями через монитор и наушники с микрофонами.

Для таких предметов, как физика и химия в рамках реализации сетевых программ предусмотрят сессионное обучение с проведением лабораторных работ с регулярным подвозом детей в базовые школы. Для переоборудования одной базовой школы под обучение учеников шести малокомплектных школ и создания там технологических площадок понадобится порядка 3-4 млн. рублей. Причем это только первоначальные вложения. Однако, по словам проректора ВСГТУ Виталия Найханова, “затраты окупятся, поскольку примерно на 30% снизится стоимость обучения одного ученика малокомплектной школы при более высоком уровне его подготовки”. Если сегодня на обучение одного ученика в год тратится 46,5 тыс. рублей, то с внедрением сетевого подхода затраты снизятся до 34-35 тысяч рублей.

В пилотном проекте будет отработан механизм получения учениками малокомплектных школ диплома об окончании базовой средней школы. Как сообщил Роман Селюков, “впервые идея об этом прозвучала на Байкальском образовательном форуме летом текущего года. Это предложение поддержал президент Бурятии Вячеслав Наговицын”.

Планируется, что проект стартует в Бичурском, Закаменском и Хоринском районах республики.

Дмитрий РОДИОНОВ.

<p align=right><a target=_blank href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3380&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ