Итоги первого дня Байкальского международного салона образования

День торжественного открытия форума, объединившего участников образовательной системы Иркутской области, а также экспертов из других регионов, положил начало обсуждению барьеров и решений для реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» в регионе.

Участники сошлись во мнении, что для достижения высоких результатов приоритетной является всесторонняя квалифицированная поддержка педагогов и руководителей школ:

«Для учителей важно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе для своего профессионального роста. Сегодня это невозможно сделать только в очном формате, формате живого методического общения. Учителю нужно рекомендовать инструменты и сервисы для его профессиональной зоны развития. Мы в «Российском учебнике» активно работаем над задачей повышения качества системы персонализированной комплексной поддержки для педагогов. Сегодня мы оказываем такую методическую поддержку очно и на наших интернет-ресурсах, где есть электронные учебники, методические материалы к каждому уроку, курсы повышения квалификации и другие образовательные сервисы. 

Для построения рекомендаций мы используем обучающиеся алгоритмы, – рассказала директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник» Екатерина Латыпова. – Для поощрения учителей в работе с цифровыми продуктами и сервисами мы также запустили программу лояльности, которая предоставляет участникам доступ к дополнительным полезным материалам и подаркам от «Российского учебника» и партнеров».

«Хочу подчеркнуть важность сетевого взаимодействия, потому что, слушая сегодня об опыте учителей Иркутской области, очевидно, что его необходимо встраивать в федеральный уровень. Чем больше у нас будет возможностей демонстрировать на федеральном уровне такой замечательный опыт муниципальных объединений в Иркутской области, тем более высокий уровень достижения дошкольной системы образования мы с вами получим», – заключила директор редакционного центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник» Марина Рожкова.

Развитие цифровых технологий в школе

В формировании цифровой среды в школах важную роль играют не только учителя, но и руководители. При этом электронные технологии большинство педагогов пока не рассматривают как активного помощника. К таким выводам пришли авторы факторного анализа качества школьного образования и исследования «Оценки уровня развития компетенций директора школы»:

«Совместно с экспертами НИУ ВШЭ и другими партнерами мы провели анализ факторов, которые влияют на качество образования на региональном уровне: на данный момент мы завершили пилотное исследование в Калининградской области и получили интересные результаты, которыми готовы поделиться здесь, на площадке Салона. Следует особенно отметить один парадоксальный вывод. В ходе исследования мы опросили 85% директоров школ и 65% педагогов Калининградской области и выяснили, что большинство педагогов не видят в цифровых технологиях фактор повышения качества образования», – рассказал вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев.

По мнению экспертов, причины кроятся в большом разрыве между сохранением школы в ее индустриальном статусе и цифровой эпохой, которой живут люди, в том числе дети, выходящие за пределы этой школы:

«Очевидно, что пока педагоги не станут «евангелистами» этого цифрового перехода, то есть, не будут видеть потребности в современных учебных ресурсах, школы не изменятся системным образом. В этом контексте важно освобождать учителей от рутины и бумажной работы, предоставив возможности для творческой деятельности, знакомству с учебными ресурсами, которые могут сделать работу учителя более эффективной и интересной. Кроме того, для работы в цифровой среде важна подготовка и переподготовка педагогов», – объяснил спикер.

Современная образовательная среда школ

Большой отклик среди участников вызвала тема современной образовательной среды школ. Сейчас образовательная среда рассматривается как третий учитель, после родителей и педагогов. Она включает материальную и физическую среду школы, педагогический и коммуникационный процессы, а также цифровые процессы, которые являются лишь одним из компонентов современной образовательной среды:

«Для школы сегодня важна доступность образовательных ресурсов, и это не только wi-fi на всей территории школы. Например, при подготовке учебных проектов, ученики могут пользоваться ресурсами авторитетных источников учебной информации, работать в личном онлайн-кабинете. При этом безопасность и цифровую гигиену никто не отменял. В условиях цифровой среды следует создавать фильтр образовательного содержания, а для школьной системы – протокол защиты персональных данных», – рассказал вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев.

Эксперт отметил, что для таких условий в школах необходимы административные компетенции директоров школ и вовлеченность основных участников образовательного процесса.

В БМСО также принял участие лидер цифрового школьного образования России – образовательная онлайн платформа Учи.ру, где занимается более 3 миллионов школьников по всей России, а в Иркутской области - более 25 000 детей.

Концов Павел, руководитель направления регионального развития платформы Учи.ру, отметил: «Иркутская область – регион, который, действительно, активно реагирует на нововведения в сфере образования и внедряет современные формы обучения. В прошлом учебном году более 1 700 педагогов из региона использовали цифровую платформу Учи.ру для работы в школе. БМСО - прекрасная возможность лично встретиться с педагогическим сообществом Иркутской области».  



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ