Последняя электричка

Ничего не мешает сегодня Бурятии отказаться от поездов пригородного сообщения

С 1 октября прекращают ходить два сезонных пригородных электропоезда сообщением Улан-Удэ — Таловка и Таловка — Улан-Удэ.

Пассажирам рекомендуется впредь уточнять расписание электричек в справочных вокзалов, а также по телефону горячей линии: 8-800-775-00-00. С 1 октября же проезд в электричках вновь подорожает.

Данная новость пока не вызвала видимого всплеска народных недовольств, хотя вопрос электричек по всей стране признан сегодня одним из самых злободневных. Люди собирают подписи, устраивают митинги вплоть до того, что ложатся на рельсы. К сожалению, процесс исчезновения электричек из нашей жизни это не останавливает. Сокращено количество электропоездов в Татарстане, Калининградской области, Пермском крае и десятках других вполне экономически благополучных субъектов федерации. Когда-то и в Бурятии в сторону кяхтинского направления электричка ходила ежедневно, а сегодня только 4 раза в неделю, и в недалеком будущем, возможно, и не будет ходить вовсе. При этом южное направление железной дороги считается одним из «густонаселенных» в отличие от прочих, о положении дел в которых и вовсе говорить не приходится. Впрочем, специалисты уверяют: проблемы с электричками на самом деле нет. Если завтра поезда пригородного сообщения исчезнут навсегда, в нашей жизни ровным счетом ничего не изменится, а возможно, будет даже и лучше.

Социализм закончился, пора считать деньги

В недалеком советском прошлом вопросы стоимости электричек, автобусов и прочего транспорта никого не интересовали, потому что за все платило государство. Всерьез о дороговизне популярного в народе способа передвижения заговорили тогда, когда железнодорожники начали предъявлять правительству Бурятии счета на оплату понесенных убытков. Если 120 лет назад железная дорога стала в Сибири настоящим двигателем прогресса, то в 21-м веке это удовольствие оказалось нам не по карману. За исключением дачных сезонов пассажиропоток в наших электричках иссяк до пары- тройки занятых мест в вагоне. Если, к примеру, по данным минтранса РБ, в 2009 году поездами пригородного сообщения в Бурятии воспользовались 3 млн. 095 тыс. человек, то уже через год их оказалось на 830 тысяч меньше, а сейчас предположительно этот показатель дошел примерно до 2 млн. пассажиров в год.

Справедливости ради скажем: сколько жителей Бурятии ныне предпочитает пригородный электропоезд иным видам транспорта, доподлинно неизвестно никому. Минтранс убежден, что фактически электрички заполнены только на 36,4%, а железнодорожники — что на 23,1%. Именно от этого показателя, означающего количество непроданных билетов, напрямую зависит величина недополученных железной дорогой доходов. Поскольку величина подсчитываемых убытков у двух сторон каждый раз получалась разная, а споры начали выплескиваться за пределы площади Советов, разборки с железнодорожниками по их же собственной инициативе перетекли в судебную плоскость.

Как сообщил консультант минтранса РБ Сергей Каплин, в 2011 году республиканский бюджет перечислил ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (с 2011 года электричками в Бурятии занимается именно эта организация) в счет компенсации их недополученных доходов почти 27,9 млн. рублей. (К слову, в прошлом году такая компенсация составила 34 млн. рублей). Железнодорожники же заявили, что за тот же 2011 год им недоплатили 52,4 млн. рублей, при всем при этом отказавшись в арбитражном суде Бурятии предоставить документы, подтверждающие эти самые расходы. Суд первой инстанции привлек к рассмотрению дела республиканскую службу по тарифам и в итоге отказал представителям железной дороги в их требованиях.

Впрочем, благодаря этим спорам народ наконец-то выяснил, во сколько нам всем обходились электрички. Если вспомнить, что помимо компенсации выпадающих доходов из бюджета Бурятии железнодорожникам ежегодно компенсируют из федерального бюджета так называемую аренду инфраструктуры (железнодорожного полотна и другое) в размере почти 100 млн. рублей в год, то цена электрички за прошлый год получается примерно 134 млн. рублей (100 млн. + 34 млн. рублей).

Электричка за 34 млн. рублей: про и контра

Если взглянуть на карту, то легко убедиться: практически все населенные пункты, куда сегодня или в недалеком прошлом доезжала электричка, имеют автодорожное сообщение. Только на станцию Мостовой Железнодорожного района можно доехать по рельсам — во все остальные места проживания человека в Бурятии сегодня худо-бедно ходят автобусы. Словом, если завтра электрички исчезнут, все перевозчики без проблем выставят на маршрут дополнительные машины. Более того, для организации такого транспорта даже не нужны бюджетные деньги. Перевозчики сами купят машины, наймут водителей и все организуют. Кроме того, маршрутки ходят в сутки в 20 раз чаще электричек и в них, в отличие от электричек, не бывает зайцев. Не секрет, что с советских времен жители целого поселка возле станции Дивизионная привыкли регулярно ездить одну остановку до работы без билета и таким же манером возвращаться обратно.

В случае ликвидации электричек неизбежно возникнет и вопрос цены проезда на маршрутке, которую сейчас сдерживают в том числе и тарифы на поезда пригородного сообщения (по данным перевозчиков, в среднем цена на микрик сегодня на 15 процентов выше, чем на электричку). Кроме того, электрички называют самым безопасным видом транспорта, и в свете последней трагедии возле Жемчуга в справедливости этого утверждения отказать трудно. На сегодня минтранс РБ расторг договор с провинившимся перевозчиком, а при проведении следующего конкурса намерен выставить условием наличие машин средней и большей вместимости.

— С прошлого года мы пристально следим за ситуацией вокруг электричек и даже совместно с минтрансом РБ и районной администрацией начали на автовокзале в Кабанске вести мониторинг пассажиропотока, — пояснил директор ООО «Кабанск-авто» Дмитрий Дондопов. — В результате был открыт дополнительный маршрут Выдрино — Кабанск — Улан-Удэ. К примеру, расстояние между станциями Улан-Удэ — Мысовая 200 км. Установленный тариф составляет 1 рубль 29 коп за километр, соответственно оплата за проезд в данном случае примерно 250 рублей. Сегодня мониторинг показал, что наполняемость автобусов в Выдрино, Клюевку, идущих по расписанию, 30-40-50 процентов. 16-местный автобус на рейс на 14.00 наполнен едва ли на треть. Расходы на нерентабельные маршруты мы закрываем за счет рентабельных. Если электрички завтра встанут, вывезти людей автобусами будет не проблема. Но возникает вполне резонный вопрос — почему так счастливо освобождающиеся 34 млн. рублей не направить в помощь автобусным маршрутам? Сегодня автобусное сообщение целиком отдано на откуп частникам, которые все, вплоть до строительства вокзалов, делают за свой счет. Мало того, что железнодорожникам компенсируют убытки из республиканского бюджета, за проезд на электричках школьникам также за счет бюджета компенсируют расходы на билеты. Ничего этого на автобусном транспорте нет, а требования осуществлять пассажирские перевозки качественно, регулярно и комфортно для пассажиров остаются одинаковыми для всех.

Татьяна НИКИТИНА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ