Лучшим учеником этого года в Иркутске стал гимназист Илья Половников

Отличник по всем школьным предметам. Президент школьного научного общества. Победитель международных конференций и конгрессов. Участник школьной команды КВН, вокального ансамбля и театральной студии. Все эти таланты совмещаются в одном человеке. В нынешнем году в копилку одиннадцатиклассника иркутской гимназии № 44 Ильи Половникова добавилась еще одна победа — первое место на городском конкурсе «Лучший ученик года — 2013».

Его любимые предметы — химия и биология. Хотя, как говорит сам Илья, в начальной школе приоритеты были другие: «Единственная четверка была как раз по окружающему миру. В начальных классах меня не очень увлекал этот предмет. Думаю, потому что информация, которую дают в этих классах, слишком общая. А вот когда начинается углубленное изучение, становится интересно».

Но школьная программа одинакова для всех, а интерес к ней возникает далеко не у каждого. Илья говорит, что желание учиться ему привил дедушка: «В моей семье никогда не ставилось условие, чтобы я был отличником. Я пришел к этому сам, благодаря дедушке. Сколько себя помню, он всегда рассказывал что-то интересное, много читал, мы вместе с ним смотрели интеллектуальные программы. Я просто привык стремиться узнавать все новое».

Еще один новый опыт — участие в конкурсе «Лучший ученик года», который проходил с 25 по 27 сентября в лицее № 1. Илья Половников рассказывает, что всем участникам нужно было подготовить три домашних задания — самопрезентация, социальный проект и мастер-класс:

— Самым сложным был, пожалуй, мастер-класс. Я выбрал тему «Домашняя химчистка». Научную работу на эту тему я готовил еще в седьмом классе под руководством моего учителя химии Ирины Федоровны Иевлевой. На конкурсе показывал, как можно удалить пятна различного происхождения без использования синтетических моющих средств. Сложным я считаю его потому, что химия — наука хоть и точная, но не всегда возможно предугадать результат. Проще всего был социальный проект. Его тема — адаптация в школьном коллективе детей с ограниченными возможностями. Такой проект уже реализуется в нашей гимназии. Его основная мысль в том, что адаптировать ребенка с особыми потребностями в коллективе можно, активно включая его в общую деятельность, конечно же, с учетом состояния его здоровья. Третье задание — самопрезентацию мне помогли подготовить педагоги гимназии: заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Владимировна Ефименко и педагог дополнительного образования Ирина Олеговна Голубева.

Кроме домашних заготовок конкурсантам были предложены задания-экспромты. Одно из них на эрудицию — школьникам предложили ответить на 20 вопросов по выбранной теме, а затем на 40 — на общие темы. «На первом этапе я отвечал на вопросы по химии. Больших затруднений они не вызвали, потому что все были составлены в рамках школьной программы. На втором этапе было труднее, но вместе с тем очень интересно. Например, нам предлагалось вспомнить, как назывался аппарат, на котором Юрий Гагарин полетел в космос, а еще назвать команду-победителя первого чемпионата мира по футболу», — вспоминает Илья.

Помимо этого, конкурсантам предложили пройти еще один интересный отборочный этап — участие в конкурсе «Поединок». Их разделили на пары и дали к размышлению различные проблемные темы. Один человек должен был приводить аргументы «за», а другой — «против». В паре, где участвовал Илья Половников, такой темой стало предположение об отрицательном влиянии телевидения на развитие детей. Нашему герою было необходимо опровергнуть эту мысль.

— Я сказал примерно следующее: не надо судить о телевидении только по тем каналам, которые несут негативную информацию. Есть прекрасный канал «Культура», насыщенный образовательными программами, искусством. Каналы, которые, по мнению родителей, не должны смотреть дети, можно просто за-блокировать. Также я привел пример из быта японцев, которые считаются очень образованными и интеллектуально развитыми людьми. Почти в каждом доме в центре комнаты расположен телевизор. И никто не считает, что он мешает развиваться детям.

После того как все этапы конкурса закончились, участникам осталось только дождаться оценок жюри. «Принято считать, что это ожидание — самый волнительный момент. Но у меня, наоборот, наступило спокойствие, потому что все испытания были уже позади. Правда, напряженный момент возник при объявлении результатов, когда дошли до второго места. Я понимал, что ведущему осталось назвать две фамилии — мою и еще одного участника. Вот это мгновение было очень волнительным. Когда на втором месте назвали не мою фамилию, я подумал: «Все, победа», — улыбается Илья.

Победителю вручили диплом и планшетный компьютер: «Я подарил планшетник своему дедушке, который когда-то привил мне любовь к учению. Правда, он пока не очень хорошо разбирается в этой современной технике, но активно ее осваивает. Теперь он мне звонит и консультируется, как и что делать, а я ему помогаю». Через десять дней Илья Половников станет участником областного конкурса «Лучший ученик года». «Времени на подготовку очень немного, в основном придется импровизировать», — говорит конкурсант.

Кто был в конкурентах

В городском конкурсе «Лучший ученик года — 2013» принимали участие 57 старшеклассников общеобразовательных учреждений города. Все они — победители школьных конкурсов, интеллектуальных турниров, олимпиад. После первого дня ко второму туру были допущены 22 человека, после второго дня — к третьему финальному туру — восемь человек. Четыре участника, набравших наибольшее количество баллов, будут представлять наш город на региональном этапе конкурса «Лучший ученик года — 2013».

ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО, miol@pressa.irk.ru. Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ