В России реализован проекты по созданию самого мощного в мире четырехсекционного грузового электровоза переменного тока 4ЭС5К "Ермак" и грузового электровоза переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 "Скиф".
Как сообщили в пресс-службе РЖД, новейший электровоз 4ЭС5К имеет беспрецедентную мощность – 13120 кВт. Это позволит водить тяжеловесные поезда в условиях сложного природного рельефа на Байкало-Амурской магистрали, а также на Северо-Кавказской железной дороге.
Локомотив максимально унифицирован с серийными электровозами семейства "Ермак" Новочеркасского электровозостроительного завода. В нем созданы комфортные условия для работы локомотивных бригад – бустерные секции оборудуются туалетной комнатой и комнатой для локомотивной бригады, которые соответствуют всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности.
Электровоз 4ЭС5К разработан для вождения грузовых поездов массой 7 тысяч 100 тонн на участках БАМа Тайшет – Таксимо без применения локомотивов подталкивания, а также для вождения грузовых поездов массой до 9 тысяч тонн. Потребность ОАО "РЖД" в данной серии до 2020 года оценивается в 53 единицы.
Другой анонсированный накануне электровоз – первый российский двухсекционный магистральный грузовой электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями пятого поколения. Он имеет мощность 8 тысяч 400 кВт. В РЖД отмечают, что переход к использованию таких электровозов позволит существенно сократить расходы на техническое обслуживание и ремонт.
23 июля 2014 года на электровоз серии 2ЭС5 был получен государственный сертификат соответствия. Ввод в эксплуатацию этих локомотивов начнется уже в текущем году. Планируемая в период с 2014 по 2020 годы потребность составляет 200 единиц.
Такие электровозы позволят исключить участки подталкивания и повысить весовую норму на полигоне Мариинск – Иркутск, а также повысить весовую норму на участках Междуреченск – Тайшет – Таксимо, Мариинск – Тайшет – Таксимо.
По словам железнодорожников, новые электровозы станут важнейшим элементом реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта России, прежде всего – в части развития тяжеловесного движения на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях.