Осетровский транспортный узел станет основной точкой переработки грузов при освоении Чаянды

Осетровский транспортный узел станет основной точкой переработки и отправки грузов при освоении «Газпромом» Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительстве участка газопровода «Сила Сибири» от Чаянды до Алдана.

В последнюю неделю февраля делегации заказчиков и потенциальных подрядчиков Чаяндинского проекта посетили основные точки переработки грузов в Иркутской области и республике Якутия, провели ряд встреч с транспортниками в Усть-Куте (Иркутская область) и в Якутске. 28 февраля в правительстве республики Саха состоялось заключительное совещание, в котором приняли участие чиновники правительства Якутии, руководители подразделений «Газпрома» и вероятных подрядных организаций, представители транспортных предприятий: РЖД, Ленского объединенного речного пароходства и Группы компаний «Старвей».

Как прозвучало на совещании, Чаяндинский проект условно состоит из нескольких подпроектов: разработки нефтяной оторочки и газовой залежи месторождения (основной заказчик по подпроекту - ООО «Газпром добыча Ноябрьск»), строительства газопровода от Чаянды до Владивостока (основной заказчик по подпроекту - ООО «Газпром трансгаз Томск»).

По информации, озвученной представителями «Газпрома», газопровод «Сила Сибири» длиной свыше 3 тыс. км планируется пустить в эксплуатацию в 2017 году. Строительство его первого участка от Чаянды до Ленска (около 270 км) начнется в текущем году (ожидается, что проектно-сметная документация по участку будет подготовлена к апрелю), а сварка «золотого стыка» «Силы Сибири» намечена на октябрь 2013 года.

Для освоения месторождения и строительства нефте- и газотранспортных путей потребуется завезти большое количество грузов, которые пойдут, прежде всего, по железной дороге до станции Лена и далее речным транспортом через Осетрово по реке Лена. Предполагаемый объем в 2013-2017 годы превышает 2 млн. тонн. В частности, как отражено в протоколе совещания со ссылкой на первого заместителя генерального директора - главного инженера ООО «Газпром трансгаз Томск» Игоря Кузнецова, в эту навигацию планируется завезти в Якутию около 400 тыс. тонн труб и сопутствующих материалов для газопровода. Кроме того, потребуется доставка до места грузов подрядчиков строительства газопровода: тяжелой техники, кранов, материалов для обеспечения деятельности и строительства вахтовых поселков. Также в протоколе приведены данные начальника управления ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Евгения Гуреева, о том, что 650 тыс. тонн грузов будет необходимо для осуществления работ

непосредственно на Чаяндинском месторождении. Таким образом, в апреле-октябре 2013 года дополнительная нагрузка на железнодорожную станцию Лена и Осетровский транспортный узел может превысить 1,1 млн тонн.

На встрече в Усть-Куте 26 февраля, инициированной РЖД, представители предприятий железнодорожного и речного транспорта высказали опасения тем, что необходима авральная подготовка к перевозке и перевалке такого объема в навигацию: приобретение погрузо-разгрузочной техники, развитие путей в Усть-Куте для переработки грузов. Но при этом не выбраны подрядчики, не размещены заказы на изготовление трубной продукции, материалов и оборудования, а следовательно, нет документально подтвержденных плановых объемов и графиков отправки грузов. Без этого ни РЖД, ни Осетровский речной порт не могут приступать к расширению мощностей. Тем более, модернизация должна иметь под собой четкие экономические расчеты, ведь после 2018 года, по завершению активного строительства, объемы перевозки со стороны «Газпрома» и его подрядчиков резко сократятся до 200-300 тыс. тонн в год. Такой объем транспортники могут перерабатывать при существующих сегодня мощностях.

В качестве альтернативы имеющейся логистической схеме ГК «Старвей» предложила выровнять грузопоток в течение года и минимизировать пиковые нагрузки на Осетровский транспортный узел. В настоящее время предполагается, что 90% грузов будет поставляться в течение навигации. Транспортники считают целесообразным увеличить до 40% долю перевозки материалов в зимние месяцы от железнодорожной станции Лена на автотранспорте по зимнику. Для осуществления этого варианта, по словам председателя совета директоров ОАО «Осетровский речной порт», исполнительного вице-президента Группы компаний «Старвей» Аркадия Лаврова, ГК «Старвей» готова мобилизовать мощности своего автопредприятия – «Альянсавтогрупп». На совещаниях были также предложены и другие варианты транспортировки. Один из них - доставка грузов по Северному морскому пути и вверх по реке Лена. Другой – перевозка с использованием мощностей ОАО «АК Железные дороги Якутии» и далее также против течения реки.

- При существующих производственных мощностях и уже имеющемся портфеле заказов в предстоящую навигацию Осетровский порт может переработать дополнительно максимум 350 тыс. тонн грузов при условии ритмичной поставки в течение всей навигации и четкой координации приемки и дальнейшей транспортировки груза. Мы понимаем важность мегапроекта «Сила Сибири», и, вместе с тем, не можем нарушить обязательства перед уже существующими клиентами, сорвать «северный завоз», - отмечает А.Лавров.

Централизованное управление грузопотоком через Осетрово и доставке груза непосредственно на место строительных работ может взять ГК «Старвей» в лице ООО «Речсервис», обладающего большим опытом в выстраивании транспортных цепочек. «Речсервис» владеет мощностями для приемки, переработки и хранения грузов в Ленске, является эксклюзивным агентом Осетровского речного порта (которому принадлежат причалы и складские площади в Усть-Куте и Витиме (Иркутская область)), имеет договоры с предприятиями, располагающими портовыми хозяйствами в Ленске и Пеледуе (республика Якутия). Единый оператор должен быть будет обеспечить ритмичную приемку, складирование, хранение и доставку грузов до месторождения и строительных участков. При этом отправка груза по реке должна осуществляться максимально быстро независимо от грузовладельца: необходимо исключить ситуацию, при которой баржа идет наполовину загруженной, в порту лежит груз в ожидании своего перевозчика, а клиенты неделями ждут «застрявшее» в верховьях Лены судно, железнодорожники очереди на разгрузку.

В свою очередь «Газпром трансгаз Томск » намерен создать в Усть-Куте центр по координации грузопотоков заказчиков и подрядчиков реализации проекта. Осетровский речной порт уже заявил о готовности предоставить на своей территории место для размещения офиса и вахтового поселка центра. Центр может приступить к работе уже в мае 2013 года.

По инициативе ГК «Старвей» в ходе совещаний была создана рабочая группа, которая уже в марте должна провести полную инвентаризацию имеющихся транспортных мощностей и выработать оптимальную схему их использования, а в дальнейшем согласовывать с заказчиками объемы и график поставок грузов. В рабочую группу вошли представители правительства республики Якутия, ГК «Старвей», РЖД, судовладельцев, дочерних предприятий «Газпрома». Расширенное заседание группы назначено на середину марта. Рекомендации рабочей группы будут переданы институту-проектировщику проекта «Сила Сибири». В ходе совещаний уже прозвучало поручение пересмотреть логистическую схему, учитывая реальные мощности и тарифы грузоперевозчиков.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ