Почему бензин в Забайкалье самый дорогой?

Наши автомобилисты кормят ангарского посредника.

Ситуация на рынке автомобильного топлива Забайкалья остается весьма напряженной. Не успела еще завершиться тяжба "Нефтемаркета" с УФАС, как антимонопольщики дали автомобилистам новую пищу для размышления. Возбудив дело против ангарских перепродавцов бензина, они приоткрыли завесу тайны: оказывается, бензин в Забайкалье самый дорогой, потому что существует непростая схема перезакупок и ограничения конкуренции.

Купи-продай по-ангарски

Как сообщило руководство регионального УФАС, подходит к концу рассмотрение дела в отношении ООО "Элара" и ООО "Парламент-А", которые являются посредниками в торговой цепочке между производителями бензина, главным образом Ангарским нефтеперерабатывающим заводом, и ОАО "Нефтемаркет". У обоих предприятий один учредитель.

По словам руководителя Забайкальского Управления Федеральной антимонопольной службы Евгения Минашкина, учредитель "Элары" и "Парламента-А", используя свое влияние в наблюдательном совете ОАО "Нефтемаркет", с 2007 года планомерно проводит схемы перезакупок бензина с участием своих компаний. "Парламент-А" закупает оптовые партии топлива у Ангарского нефтеперерабатывающего завода и продает их "Эларе" уже с торговой надбавкой. При продаже тех же оптовых партий "Нефтемаркету" "Элара" забирает себе вторую торговую надбавку. В итоге цены на бензин в Забайкалье самые высокие.

Как сообщили работники Забайкальского УФАС, руководители обоих ангарских ООО уже получили приглашение в феврале приехать в Читу и подписать протокол об административном правонарушении. В свою очередь фигуранты дела направляли жалобу в головное ведомство антимонопольной службы. В ее удовлетворении им отказано.

Ордена и колокола

Как выяснил журналист "Экстры", учредитель "Элары" и "Парламента-А", председатель наблюдательного совета ОАО "Нефтемаркет" ангарский бизнесмен Алексей Жданов за пять лет активной благотворительной деятельности перечислил 100 миллионов рублей на восстановление и строительство православных храмов в Иркутской области и Забайкальском крае, а также 50 миллионов - в детские дома и другие социальные учреждения. "Парламент-А" входит в восьмерку самых крупных налогоплательщиков Иркутской области. Это может говорить только о том, что бензиновый магнат сконцентрировал в своих руках немалые финансовые потоки.

Еще патриарх Алексий II награждал Жданова высокими церковными наградами, а один из восстановленных на деньги мецената храмов заказал колокол с барельефом Алексия, человека Божия, небесного покровителя Алексея Жданова. А в апреле прошлого года президент России наградил его Орденом Почёта за достигнутые трудовые успехи и добросовестную многолетнюю работу. Однако до сих пор мало кто задумывался, на чем сколотил огромный капитал этот респектабельный бизнесмен.

Рынок должен стать прозрачным

Евгений Минашкин отметил, что прямых запретов подобных схем нет в российском законодательстве. Но антимонопольщики все же усмотрели нарушение статьи 10 закона "О Защите конкуренции". "Эларе" и "Парламенту-А" грозят многомиллионные оборотные штрафы, их суммы станут известны в марте.

Во время недавней видео-пресс-конференции с забайкальскими журналистами руководитель департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынка при Минэкономразвития РФ Александр Пироженко по просьбе корреспондента "Экстры" прокомментировал ситуацию и предложил свой выход. По мнению Пироженко, схемы, подобные той, что использует Жданов, возникают там, где к закупкам топлива у производителя имеет доступ ограниченный круг компаний, некий закрытый клуб, в котором есть неформальная договоренность закупать нефтепродукты по заранее определенной цене.

По словам Пироженко, в программе развития конкуренции в Забайкальском крае, отправленной на утверждение в федеральное правительство, написано буквально следующее: "В ходе анализа розничной реализации нефтепродуктов края выявлен хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на розничных рынках бензина и дизельного топлива - ОАО "Нефтемаркет". Вместе с тем, фактов, препятствующих развитию конкуренции, на данном рынке не отмечено".

Пироженко считает, что с ограничением конкуренции на рынке нефтепродуктов надо бороться как административными, так и экономическими мерами.

- Руководство Забайкальского края, - отметил он, - должно понять, какие стимулы нужны, чтобы в регион пришли другие крупные игроки на бензиновый рынок. Необходима прозрачность рынка. Необходимо развивать биржевую торговлю и отрытую продажу нефтепродуктов напрямую с заводов, а не через посредников.

Как заверил Пироженко, проблему обсудят на заседании "круглого стола", которое пройдет в рамках конференции по развитию конкурентной среды в Сибирском федеральном округе, организованной его департаментом.

Константин Чиров

"Мало кто задумывался о причине успехов бизнесмена Жданова" (фото с сайта omni-irk.ru)



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ