Детский джаз: расти и развиваться

У "Джаза на Байкале" появится фестиваль-спутник

У этой идеи -- свои мотивы, своя подоплека. Вы, конечно,
заметили, что джазовая жизнь в Иркутске год от года
становится все насыщеннее. Еще несколько лет назад таких
афиш, какие висят сегодня, мы и представить себе не могли. К
нам приезжают звезды американского, европейского,
отечественного джаза, у нас проводится ежегодный фестиваль
"Джаз на Байкале", а услышав в Иркутске такие имена, как
Игорь Бутман, Давид Голощекин, Карла Кук и многие, многие
другие, уже никто не удивляется.

Но все это -- взрослый джаз. А ведь есть и детские
коллективы, отмеченные и яркими дарованиями, и общим --
суммарным -- потенциалом. Свои артистические возможности
дети-музыканты показали минувшим летом на праздновании Дня
города, приняв участие в одной концертной программе со
звездой американского джаза Карлой Кук. Тогда, очевидно, и
родилась идея развивать детский джаз, с тем, чтобы к
350-летию Иркутска лучшие коллективы смогли выступить на
юбилейных площадках города.

Впрочем, обо всем этом лучше расскажет организатор фестиваля
"Джаз на Байкале" и его генеральный продюсер, руководитель
группы "Доктор Джаз" Александр Филиппов.

////-- Александр, я уже не спрашиваю, есть ли у нас вообще
детский джаз, -- жизнь показывает, что есть. Уже в начале
ноября в Иркутске состоится фестиваль детского джаза, и вы
-- один из его главных инициаторов. Как вы готовите этот
фестиваль, какие коллективы прослушиваете и отбираете для
участия в программе? Что вообще ждет нас в рамках этого
праздника музыки?

-- Мы начали отбор еще весной -- хотели увидеть, что
происходит в детском джазе. И в рамках фестиваля "Джаз на
Байкале-2009", как и в День города, у нас уже были детские
коллективы. Наша задача была шире -- не просто выявить такие
коллективы, но и поставить их на правильную основу. Действуя
вместе с управлением культуры и Светланой Ивановной
Домбровской, мы пришли к выводу, что в каждой детской
музыкальной школе должны появиться эстрадно-джазовые
отделения, где будут воспитываться джазовые исполнители.
Такова глобальная задача.

Сам фестиваль детского джаза, который стартует уже в ноябре,
не столько конкурс, сколько смотр, который даст
представление, с кем и с чем нам можно начинать работать.
Ведь хочется, чтобы создавались полноценные коллективы,
которые могли бы представить к юбилею города яркую
программу.

////-- Александр, чем вы объясняете такую тягу подростков к
джазу? Чем он так хорош?

-- Еще недавно в Иркутске вообще не было никакой джазовой
деятельности -- это была целина. Дальше на восток -- в
Улан-Удэ, Чите -- и сегодня в этом смысле тишина. А между
тем джаз -- это уже почти классика, и молодежь увлеченно
занимается этим видом музыкального исполнительства. Мы
просто стоим перед фактом: дети занимаются по подвалам,
арендуют помещения. Это красноречиво говорит о том, что
молодежи интересно -- и слава богу!

В эпоху таких серьезных проблем в молодежной среде, как
наркомания и другие опасные зависимости, занятия джазом
кажутся благом, и пусть увлеченных музыкой ребят будет как
можно больше. Поэтому мы и организуем системные джазовые
проекты: каждый год проводим фестиваль "Джаз на Байкале",
каждый месяц -- джазовую программу, которая начала работать
в этом сезоне в Доме актера; проводим массу концертов
разного формата -- клубные, фестивальные.

////-- Вам помогают молодежные организации?

-- Недавно создана общественная молодежная организация при
Законодательном собрании Иркутской области -- совет молодых
лидеров, мы с Андреем Шагиным, представителем дирекции
музыкального театра, входим в группу совета лидеров по
культуре. Провели уже несколько мероприятий, в том числе
встречу с сельской молодежью на базе сельхозакадемии на тему
поддержки молодых талантов на селе. Не без удивления
выяснили, что, например, молодежь Нижнеудинска очень
интересуется джазом, там на базе кафе создан коллектив
музыкантов-подростков, с перспективой выхода на наш
фестиваль.

Вспоминается и круглый стол, прошедший во время фестиваля
"Звезды на Байкале", с участием Дениса Мацуева и министра
культуры и архивов области Веры Ивановны Кутищевой. Во время
дискуссии речь шла о поддержке музыкальных дарований,
которая должна стать одним из направлений государственной
политики. Денис говорил о серьезности проблемы -- о том,
что, например, в Китае одних только пианистов насчитывается
70 миллионов -- это половина населения России. Представьте
себе! Причем обучают их наши педагоги, которых переманивают
туда достойной зарплатой. И это проблема не только глубинки
-- и в Москве, говорил Денис, не осталось, например,
духовиков, музыкантов многих других специальностей -- все по
тем же причинам.

////-- Уже видны перспективные, талантливые коллективы?

-- Есть Биг Бэнд под управлением Владимира Романенко на базе
городской школы искусств -- он существует уже 15 лет, я сам
оттуда вышел, Денис Мацуев в этом коллективе играл... Мы с
Денисом даже выезжали вместе на гастроли в Магистральный --
это был 1991 год. В нашей команде параллельно существовали
несколько составов: мы, совсем молодые, и музыканты
постарше. Биг Бэнд, пожалуй, единственный давний джазовый
проект в Иркутске, он своего рода кузница кадров: одни
подрастают и уходят, другие приходят и учатся... Так вот,
Биг Бэнд непременно будет представлен на предстоящем
фестивале детского джаза. Есть ансамбли в некоторых
музыкальных школах -- в 7-й, например, известный коллектив
"Сибирячок", есть и менее известные, но действующие
коллективы в других школах.

Все они работают на энтузиазме педагогов и детей, и с таким
подходом трудно согласиться. Светлана Ивановна Домбровская
считает, что нужно иначе решать этот вопрос. Управление
культуры готово выделить ставки педагогов, создать рабочие
места, принять специалистов, которые могли бы обучать
ребятишек, на оплачиваемую работу. Так что сотрудничество с
управлением культуры важно для нас. Мы становимся
соорганизаторами обучения и на своих фестивалях уже сможем
отслеживать результаты. Ведь участие в фестивале -- это
стимул для коллективов, по его итогам лучшие коллективы
или исполнители могли бы поехать, скажем, в Соединенные
Штаты, те же американские школьники постоянно приезжают в
Россию... Вот и мы хотим ребятам дать дополнительный импульс
для развития, реализации способностей.

И если вернуться к вопросу, насколько привлекателен для
детей джаз, я повторяю: они занимаются с большим
удовольствием. Дело в том, что не каждый ребенок, который
занимается музыкой, может преуспеть в исполнении классики --
там очень много сложностей, канонов. Здесь же талантливые
дети могут почувствовать себя настоящими артистами, которых
они видят на экране, на сцене, на эстраде. Это хороший
стимул. И жалко, что многие руководители от педагогики живут
по стереотипам, не хотят ничего нового.

////-- Вы считаете, возможен и такой вариант, что джазовая
музыка в школах может победить не везде сразу, а сначала это
пойдет как эксперимент?

-- Я думаю, все будет развиваться благоприятно, если в
каждой школе будет ставка учителя и мы сможем приглашать на
нее людей, готовых учить ребятишек джазовой музыке, -- а
такие педагоги есть, они как раз не могут трудоустроиться,
найти работу.

////-- На предстоящий детский музыкальный фестиваль, как я
слышала, приезжает одна из звезд джаза?

-- Совершенно верно, к нам приезжает Эрик Мариенталь,
знаковая фигура. Это один из самых востребованных сольных
артистов и сессионных музыкантов. Эрик -- талантливый
исполнитель, его современная манера игры и характерные
технические приемы детально представлены в трех популярных
видеошколах.

Эрик Мариенталь выступал с такими вокалистами, как Барбра
Стрэйзанд, Элтон Джон, Билли Джоэль, а также был первым
альтистом (лидером группы саксофонов) оркестра All-Star Big
Band. Одна из самых значительных ступеней в карьере Эрика
Мариенталя -- работа в составе Elektric Band знаменитого
пианиста Чика Кориа.

Эрик Мариенталь известен и как композитор, причем весьма
своеобразный -- его мелодии можно услышать на улицах, в
аэропортах и магазинах всего мира. Именно он написал музыку
к таким известным фильмам, как "Угнать за 60 секунд", "Санта
Барбара", "Птичка на проводе", "Сестры" и другие. Вот уже 15
лет он записывает джинглы для мировых компаний (Nike,
McDonald's, Coca Cola, Cadillac, Ford Motors). За последние
14 лет Эрик побывал с гастролями в 60 странах мира, записал
12 компакт-дисков.

Хочу добавить, что Эрик Мариенталь приезжает сюда вместе с
трио Олега Бутмана и будет у нас почетным председателем жюри
конкурса. В Иркутске и Ангарске 4 и 5 ноября пройдут
концерты с его участием. Это будет большим стимулом для
детей, ведь он всю жизнь занимается музыкальным образованием
и по всему миру проводит мастер-классы. И если на дипломе
победителя иркутского детского фестиваля поставит свой
автограф музыкант такого уровня -- это будет предметом
гордости юных музыкантов.

Перед тем как конкурс-фестиваль начнется (5 ноября), дети
смогут прийти на концерт Мариенталя, который состоится 4
ноября. Было бы идеально, если бы все наши участники смогли
попасть на концерт знаменитого музыканта.

Так что если есть у нас большой фестиваль "Джаз на
Байкале", то будет и малый -- со своей символикой и
традициями. Это будет фестиваль-спутник, а его участники,
надеюсь, в дальнейшем составят основу взрослых джазовых
коллективов.

Любовь Сухаревская,

"Байкальские вести".



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ