ЗА ЖИЗНЬ ПРИДЕТСЯ ПОБОРОТЬСЯ
О том, как изменится система профессионального образования, говорили в минувшую субботу в зале ученого совета ЗабГГПУ
Сегодня начинается новый учебный год. На этот раз — необычный. Не только потому, что идет Год учителя, но и потому, что началась реализация президентской образовательной инициативы “Наша новая школа”. Именно этому событию “Забайкальский рабочий” посвятил уже немало публикаций. Мы уже писали о том, какие нововведения ждут школы и детские сады. Сегодня речь пойдет о профессиональном образовании. Эта тема стала одной из главных для нашего края — ведь не у многих регионов на сегодня уже выработана конкретная концепция модернизации профобразования.
Стоит отметить, что и экономическая составляющая современного образования важна. О том, что нового готовит нам Федеральный закон за номером 83, читайте в материале нашего корреспондента.
Читу с рабочим визитом посетил заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. За пару дней он побывал в нескольких вузах и школах, а также в Центре дистанционного обучения на базе школы-интерната для слабослышащих детей. В рамках поездки состоялась встреча с руководителями образовательных учреждений и педагогами Читы.
Для начала стоит отметить, что целей у этой поездки много. Во-первых, федеральному начальству необходимо было узнать, насколько готовы школы Забайкалья к учебному году. Во-вторых, проконтролировать освоение средств, выделенных Москвой на капитальный ремонт нескольких школ. В-третьих, замминистра намеревался посмотреть, насколько развита в крае информатизация образования. И, наконец, одна из главных целей поездки — обсуждение программы модернизации профессионального образования, принятой в регионе.
В первый день своего визита Владимир Миклушевский вместе с губернатором Забайкальского края Равилем Гениатулиным побывал в крупнейших вузах — Читинском государственном университете и Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права.
В ЧитГУ высокие гости посмотрели физкультурно-оздоровительный комплекс, строительство которого продолжается с 2007 года по сегодняшний день. Сначала его возводили на региональные деньги, но потом стройку пришлось приостановить из-за нехватки средств. С 2009 года вуз строит комплекс самостоятельно, и уже вложил в него почти 60 миллионов рублей. Однако чтобы достроить его, необходимо еще 150 миллионов. “В новом физкультурно-оздоровительном комплексе планируется устройство игрового спортивного зала площадью более 2,5 кв.м, спортивных залов для занятий боксом, борьбой, теннисом, бильярдом, тренажерного зала, тира, спортивной площадки с трибунами для игры в футбол, раздевалок, душевых, административных помещений, учебного класса”, — сообщили “ЗР” в министерстве образования края.
В ЧИБГУЭП замминистра и губернатор оценили готовность нового учебного корпуса, который вскоре появится среди исторических памятников постройки начала 20 века. Он будет располагаться в бывшем “полуквартале доходных домов” на ул. Анохина.
Также чиновники побывали в ресурсном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников железной дороги (бывшее училище № 1), школе № 47, в которой нынче произвели капитальный ремонт, а также в Забайкальской кадетской школе-интернате.
На другой день Владимир Миклушевский встретился с педагогической общественностью Читы, чтобы не только рассказать о своих впечатлениях от посещения этих объектов, но и поговорить о грядущей модернизации системы профессиональной подготовки кадров. Чтобы встреча получилась плодотворной, замминистра сразу же предложил собравшимся организовать ее в виде беседы. Но для начала высказался сам.
Он отметил, что, несмотря на снижение количества студентов, прогнозируемое в ближайшие годы с 7,5 миллиона до 4,5, урезание расходов федерального бюджета на профобразование не будет. Однако чтобы пустить эти деньги на пользу государству, будет изменена система финансирования учреждений. С 2012 года все вузы перейдут на субсидии согласно 83-му Федеральному закону о бюджетных учреждениях. Таким образом, они, как и школы, перейдут на нормативно-подушевое финансирование и станут либо бюджетными, либо казенными, либо автономными. Следующий — 2011 год — объявлен переходным, так что перестановки уже не за горами. Таким образом, остаточные средства пойдут на так называемые “бонусы” вузам. Но не все так просто: “бонусами” будут поддерживать отнюдь не нуждающиеся учебные заведения, а передовые. Это, возможно, приведет к “вымиранию” небольших среднестатистических вузов. Хотя, в общем-то минобру, похоже, это и нужно.
— В условиях падения контингента студентов мы просто вынуждены пойти на укрупнение вузов, — отметил Владимир Миклушевский. — У вуза, который имеет менее 10 тысяч студентов, мало шансов выжить. Тенденции объективные, и мы просто вынуждены будем к этому прийти.
Миклушевский предложил и варианты экономии. Во-первых, можно будет оптимизировать сеть корпусов. Во-вторых, организовать на базе вузов дополнительное образование взрослых. “Рынок дополнительных образовательных услуг институты и университеты проиграли частным фирмам”, — сказал замминистра. Организация различных курсов поможет не только сохранить рабочие места преподавателей, но и заработать денег в кассу учебного заведения.
Кроме того, Владимир Миклушевский заявил, что федеральное министерство образования объявляет конкурс лучших ресурсных центров при учебных заведениях, которые будут соединять в себе высшее и среднее профобразование, то есть будут двуступенчатыми. Важно и то, насколько эти ресурсные центры отвечают потребностям региона — ведь проблема перенасыщения рынка труда ненужными специалистами стоит перед Забайкальем уже давно. Последнее условие, похоже, будет самым главным.
Что касается системы начального профессионального образования, то она теперь будет носить другой статус — система подготовки рабочих кадров. Суть останется той же, но привычных нам учреждений НПО уже не будет. Училища теперь будут сближаться либо с учреждениями среднего профессионального образования, либо с уже существующими ресурсными центрами. Миклушевский подчеркнул, что это — вопрос дискуссии, к которой приглашаются все желающие. “Если у вас есть другие конкретные проекты, мы будем рады их увидеть”, — сказал он.
Еще одно важное заявление, которое сделал представитель министерства, это то, что будет поддержана программа развития дошкольного образования, которая ориентирована на альтернативное решение проблем этой сферы. Что это значит? Все довольно просто: государство радо помочь программам, предлагающим частные детские сады, создание семейных воспитательных групп и т.п. — в общем, все, что предусмотрено национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”.
Что касается общего образования, то здесь очевидно, темпы госпомощи снизятся.
— Поставка учебного и компьютерного оборудования по нацпроекту “Образование” не запланирована на всю жизнь, — сказал Владимир Миклушевский. — Многие направления комплексного проекта модернизации образования запущены в достаточной мере. Теперь задача поддержания результата — в руках региональной власти.
Вопросы, которые задавали участники встречи столичному гостю, оказались самыми разными.
— Что же необходимо сделать, чтобы на региональные вузы обратили внимание? — попытался выяснить ректор ЗабГГПУ Иван Катанаев. И получил ответ: “Министр поставил конкретную задачу: вуз должен быть сильным, конкурентоспособным. Если вы этого добиться не можете, это оценка вашей работы. Скажу честно: без укрупнения учебных заведений выйти в лидеры будет трудно”.
Спрашивали и об упрощении налогообложения учебных учреждений, и о поддержке молодых педагогов, и о заработной плате учителей с высоким стажем, и о нормах учебной нагрузки педагогов начальных классов. Особый интерес вызвал вопрос о платных услугах, которые теперь смогут оказывать школы. Заместитель министра подчеркнул, что если школа пытается взять с родителей деньги на оплату обучения по 14 основным предметам, ее лицензию необходимо приостановить. Миклушевский призвал тщательно контролировать реализацию этого закона не только работников Профсоюза образования, которые и задали вопрос, но и чиновников.
В общем, встреча получилась не очень-то радостной. В новых условиях региональным учебным заведениям придется побороться за жизнь. Как нововведения отразятся на Забайкалье, пока сказать трудно.
Олеся ИВАНОВА.
ПРИМЕМ НОВОЕ ПУТЕМ ПРОБ И ОШИБОК
Учреждения образования обретут другие статусы...
Глобальные перемены грядут в скором времени в отношении статусов государственных и муниципальных организаций. Напомним, что 8 мая текущего года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный Закон № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. Нововведение вызвало массу споров в обществе и на страницах федеральных изданий. О том, как новый закон повлияет на систему образования в регионе, нашему корреспонденту рассказала заместитель министра, начальник управления финансово-экономической работы, учета и контроля министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталья ШАЛАЕВА.
— Наталья Сергеевна, насколько нам известно, Федеральный закон № 83-ФЗ предполагает изменения статуса всех государственных и муниципальных учреждений. Что изменится конкретно в сфере образования?
— Действительно, закон вносит изменения в 29 нормативных документов, касающихся типологии организаций. Учреждения образования наряду со всеми остальными будут подвержены ощутимым переменам. С 1 января 2011 года государственные и муниципальные учреждения поделят на три категории: казенные, автономные, бюджетные учреждения нового типа.
— Какие перемены внесет такое разделение? В чем особенности каждого типа?
— Главное, чем один вид учреждения отличается от другого — порядок финансирования. Это и определит, насколько самостоятельным станет то или иное учреждение. Казенные по своей сути будут напоминать нынешние бюджетные учреждения, их продолжат финансировать по смете. Смета — это выделение средств по определенным статьям расходов. Сейчас по такой системе работает большая часть учреждений. С 2011 года бюджетные учреждения нового типа и автономные будут получать субсидии на выполнение государственного задания, то есть они смогут сами распределять средства на необходимые им нужды: зарплаты сотрудникам, обеспечение компьютерами и т.д. В таком случае, конечно, организации приобретут финансовую самостоятельность, но повысятся и требования к ним. Например, в бюджетных учреждениях нового типа не будет субсидиальной ответственности государства по обязательствам учреждений, поэтому руководители должны будут с полной серьезностью подходить к вопросу о распределении субсидий.
— Наталья Сергеевна, вы упомянули такой термин, как государственное задание. Что оно подразумевает под собой для образовательных учреждений?
— Министерство образования или муниципалитет будут давать определенные задания всем учреждениям в зависимости от того, к какому типу данное учреждение относится.
Чтобы организации могли постепенно включаться в эпоху перемен, по федеральному закону предусмотрен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. В течение этих полутора лет финансировать учреждения будут по тем нормативам, которые разработают на уровне субъектов. Вообще, закон подразумевает довольно широкий список актов, которые должны появиться в субъектах и муниципалитетах в соответствии с законом № 83-ФЗ. Сейчас наша первостепенная задача как учредителей вместе с руководителями продумать перечень государственных заданий, которые имеются на сегодняшний день только в автономных учреждениях.
Задания должны соответствовать уставным полномочиям учреждения и определяться качественными и количественными показателями. По выполнению своих заданий и расходованию на эти цели выделенных субсидий каждое учреждение будет представлять ежеквартальный отчет.
Кроме того, в бюджетных и автономных учреждениях будет составляться план финансово-хозяйственной деятельности, сейчас пока такой практики нет: существуют лишь сметы доходов и расходов. Поэтому самое важное в переходный период — хорошо продумать, какие параметры заданий следует включить, чтобы верно определить бюджетное финансирование.
— Существуют ли специальные критерии, по которым учреждения будут относить к казенным, бюджетным или автономным?
— Сейчас министерство и органы управления образования работают над тем, как разделить учреждения по типам. В 83-ФЗ на федеральном уровне типология уже определена, но в законе не создан четкий список. В нашем крае документа, определяющего критерии, пока нет — мы только изучаем этот вопрос.
— Наталья Сергеевна, в нашем регионе уже есть опыт перевода образовательных учреждений в новый статус? Какие основания позволили им совершить такие преобразования?
— Вообще в крае уже немало автономных организаций. В сфере образования автономными в 2009 году стали два учебных заведения: Агинский педагогический колледж и профессиональное техническое училище № 11 в городе Краснокаменске. Теперь они каждый месяц получают финансирование в виде субсидий. Ежеквартально эти учреждения представляют отчет. Министерство образования края осуществляет контроль над тем, насколько выделенная субсидия соответствует выполненному учреждением заданию.
Раньше обрести новый статус учреждения могли по решению коллектива организации. Сейчас по закону желания сотрудников учитываться не будут — инициативу возьмут на себя органы государственных или муниципальных властей.
— Наталья Сергеевна, как вы думаете, для чего понадобились столь масштабные перемены?
— Разработчики закона № 83-ФЗ в пояснительной записке к законопроекту указали, что закон направлен “на повышение эффективности предоставления государственных муниципальных услуг при условии сохранения расходов бюджета на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения”.
Самое важное то, что в ближайшее время финансирование будет осуществляться по оказанной государственной или муниципальной услуге. Задача учредителей — помочь каждому учреждению определить свое государственное задание и услугу. Сейчас идет работа по формулированию стандартов услуг. Доходы, полученные от оказания той или иной услуги, по закону должны оставаться в распоряжении бюджетных учреждений.
— Насколько нам известно, сейчас организации имеют свои счета в органах государственного казначейства. Последуют ли изменения в сохранении счетов учреждений разного типа?
— По закону казенные и бюджетные учреждения обязаны открывать лицевые счета в казначействе, несмотря на то, что бюджетные учреждения нового типа будут получать субсидии. Что касается автономных учреждений, то они могут иметь счета в любых кредитных организациях, хотя, возможно, появится новое положение, разрешающее автономным учреждениям хранить сбережения и в казначействе. Пока еще неизвестно, сколько счетов сможет иметь то или иное учреждение.
— На сегодняшний день располагает ли министерство образования Забайкальского края сведениями о том, успешно ли происходит продвижение Федерального закона № 83-ФЗ на уровне государства?
— Насколько прижился новый закон на федеральной почве, нам пока мало что известно. Еще не изданы подзаконные акты, которые могли бы многое прояснить.
Естественно, у нововведения есть сторонники и противники, но работа только началась, и делать категоричные выводы слишком рано. Возможно, появятся законодательные акты, уточняющие сам закон, пока же учреждения примеряют новые статусы путем проб и ошибок.
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.