1 января 2011 года вступает в силу нашумевший закон о реформе бюджетных учреждений, принятый при поддержке фракции «Единая Россия» в Госдуме. Определенные политические силы продолжают создавать вокруг этого важного закона массу домыслов. Расставить все точки над «и» мы попросили депутата Народного Хурала Бурятии, руководителя регионального исполкома партии «Единая Россия» Михаила Кравченко. Подчеркнем, что до назначения на эту партийную должность Кравченко долгие годы трудился в системе образования, где прошел путь от учителя физики в средней школе до начальника отдела образования Северобайкальского района республики
- Михаил Кузьмич, говорят, что после вступления закона в силу пойдут массовые сокращения бюджетников…
- Это миф. И транслируют его те, кому хочется, чтобы система образования в России двигалась не вперед, а назад. В Федеральном законе «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» сказано, что в связи с его принятием не требуется переназначение руководителей и работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законом, и существующих бюджетных учреждений. Важно также подчеркнуть, что лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать.
Еще один миф о данном законе: некоторые деятели заявляют, что денежного содержания большинства бюджетных учреждений будет урезано. На самом деле при сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится. Изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидию на госзадание.
- Есть опасения, что некоторые уроки в школах станут платными.
- Это напрасные опасения. Все обязательные школьные предметы в рамках госстандарта, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, останутся бесплатными для учеников. Родителям школьников можно не беспокоиться о существующем объеме предметов в школах.
- Михаил Кузьмич, принятый при содействии «ЕДИНОЙ РОССИИ» законопроект «О бюджетных учреждениях» призван повысить качество образовательных, медицинских услуг, предоставляемых населению. Что реально изменит закон, чтобы это повышение состоялось?
- Действительно, сегодня качество государственных и муниципальных услуг, в том числе и образовательных, порой оставляет желать лучшего. В чем причины? Прежде всего, у бюджетников отсутствуют стимулы для развития и для повышения качества своей работы. К примеру, существуют лимиты бюджетных обязательств по каждому направлению расходов (заработная плата, коммунальные услуги, транспортные услуги и т.д.). Вследствие этого увеличить финансирование в конкретном образовательном учреждении по тому или иному перспективному направлению можно только лишь при огромном количестве согласований. Или другой пример - остатки выделенных учреждению средств прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года, что не позволяет вложить деньги в перспективный проект в следующем году.
Эти и другие причины приводят к тому, что сотрудники образовательных учреждений не берут на себя инициативу по развитию и повышению качества услуг, что в первую очередь выгодно им самим.
По закону «О совершенствовании правового положения государственных учреждений» их поделят на три большие группы - казенные, бюджетные и автономные. Казенным и бюджетным учреждениям будет гарантирован обязательный объем финансирования для предоставления бесплатных услуг населению.
Руководство автономных учреждений сможет более свободно и эффективно распоряжаться деньгами для развития, но будет обязано публично отчитываться о расходах. Таким образом, «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает инициативных преподавателей в части расширения объема услуг на официальной основе.
Закон повысит прозрачность бюджета учреждений для родителей и общественности, потому что его формирование и исполнение будет осуществляться не просто по статьям затрат, а в соответствии с реальными объемами деятельности и стоимостью услуг.
- Насколько я знаю, в Бурятии многие школы уже именно так и работают: дают детям полный «пакет» бесплатных образовательных услуг и оказывают дополнительные услуги за плату.
- Это действительно так. Пять школ Улан-Удэ в порядке эксперимента перешли на автономный режим и стали эффективнее расходовать деньги. Так, школе № 49 удалось повысить зарплату учителей в среднем на 20% и даже построить новый стадион. Подобные позитивные примеры автономизации есть в Тюменской, Ленинградской, Нижегородской областях, Республике Татарстан Краснодарском и Красноярском краях. Так что, как видим, у мифов и слухов вокруг закона нет шанса на долгую жизнь.
- В канун Дня знаний в Бурятии завершена акция по сбору помощи детям, пострадавшим от пожаров в центральных регионах России и в Бурятии. Она проходила при поддержке активистов вашей партии, молодогвардейцев. Многие ли откликнулись на ваш призыв помочь пострадавшим от пожаров?
- Подчеркну, что акцию инициировал депутат Госдумы от Бурятии Владимир Матханов. Вместе мы провели большую работу, чтобы в регионах, где произошла трагедия, дети обязательно сели за школьные парты. Собрано солидное количество канцтоваров, учебников и других школьных принадлежностей. В конце августа большая партия собранной жителями Бурятии помощи направлена в пострадавшие от пожаров регионы, в частности, в Нижегородскую область. Часть этих вещей раздается детям из семей погорельцев в Бурятии. Огромное спасибо и низкий поклон за содействие в акции я хочу сказать, в первую очередь, своим землякам преклонного возраста. Именно они первыми откликнулись на призыв оказать детям посильную помощь. Спасибо всем, кто нас поддержал. Неравнодушных к чужой беде людей у нас всегда больше. Такими людьми Россия всегда будет сильна.
Пользуясь случаем, сердечно поздравляю школьников, студентов, и конечно, наших дорогих учителей с началом нового учебного года! Тем, кто грызет гранит науки, желаю удачи, успеха и настойчивости, а педагогам – благодарных учеников, крепкого здоровья, хороших идей! Уверен, что Год учителя принесет вам только позитивные изменения в вашей нелегкой, но очень важной и нужной работе!
Беседовала Анжела Дмитриева.