"Сверхблагоприятный национальный режим" для иностранных компаний в Китае закончился

Находящиеся на территории Китая предприятия с участием иностранного капитала, иностранные компании и иностранцы больше не смогут пользоваться "сверхблагоприятным национальным режимом".

С 1 декабря китайское правительство начало взимать с иностранных предприятий налоги на строительство и ремонт городских сооружений, а также на нужды просвещения. Таким образом, в стране вводится унифицированная налоговаяй система в отношении всех действующих предприятий.

"Сверхблагоприятный национальный режим" применялся в отношении предприятий иностранного капитала в Китае на протяжении приблизительно 30 лет. Он стал одним из важных средств правительства для привлечения иностранных инвестиций после начала политики реформ и открытости. Главным содержанием этого режима стало использование особо льготной налоговой системы.

В начальный период проведения реформ и открытости Китай, испытывавший дефицит иностранной валюты и техники, прибегнул к привлечению прямых инвестиций зарубежных стран. В то время из-за несовершенной системы рыночной экономики страны иностранным инвесторам пришлось взять на себя дополнительные институциональные расходы. В связи с этим, китайское правительство было вынуждено обещать им "сверхблагоприятный национальный режим" в виде налоговых льгот.

В 90-х годах прошлого века предприятия инокапитала пользовались льготами не только в сфере налогообложения, но и в плане доступа к земельным участкам и получения административных разрешений на деятельность. По мере совершенствования в Китае системы рыночной экономики так называемые "институциональные расходы" для инвесторов уже значительно сокращены. Таким образом, исторически неизбежным становится ликвидация данного режима.

С 1994 года администрация Китая приступила к постепенной унификации налоговой системы для всех предприятий, работающих на территории страны. Во время вступления в ВТО в 2001 году Китай уже заявил о готовности к постепенной отмене "сверхблагоприятного национального режима" для предприятий инокапитала.

Одно из исследований показало,что в условиях действия "сверхблагоприятного национального режима" эксплуатационные издержки предприятий с участием инокапитала значительно ниже, чем у отечественных предприятий, и они, даже не прилагая усилий к повышению эффективности производства, способны достаточно благополучно выживать и развивать свой бизнес во внутренних районах Китая.

Теперь, по мнению аналитиков, равные для всех политические установки и рыночная среда заставят все предприятия на территории страны развернуть честную конкуренцию на единой платформе.

Сотрудник Института мировой экономики и политики при Академии общественных наук Китая Яо Чжичжун сказал, что более справедливая и оптимальная конкурентная среда на рынке принесет высокоэффективным компаниям с участием инокапитала больше благоприятных шансов. Это абсолютно не означает ухудшения инвестиционных условий для иностранных бизнесменов, подчеркнул он.

Начальник Института внешней экономики Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Чжан Яньшэн считает необходимым применение политических рычагов для создания справедливой конкурентной среды, поскольку это способствует повышению эффективности, технического уровня и уровня управления на всех предприятиях. "Предприятиям с участием инокапитала следует адаптироваться к такой новой среде", - сказал он.

Западные страны, в свою очередь, должны всемерно поддерживать принимаемые Китаем политические меры в пользу совершенствования системы рыночной экономики, указал сотрудник Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР Чжао Цзиньпин.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на днях подтвердил, что китайское правительство вводит "национальный режим" и будет одинаково подходить ко всем без исключения в области самостоятельной инновационной деятельности, правительственных закупок и защиты интеллектуальной собственности.

"Национальный режим" - краеугольный камень принципа недискриминационной торговли в рамках ВТО. Этот режим, с одной стороны, предусматривает необходимость применять в отношении предприятий с участием инокапитала такие же политические установки, как и в отношении отечественных предприятий, с другой стороны, подразумевает то, что в их отношении не должна проводится более льготная по сравнению с отечественными предприятиями политика.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ