Ситуация с ремонтом и содержанием дорог не внушает особого оптимизма

Не секрет, что темпы развития дорожного хозяйства Иркутской области оставляют желать лучшего. Программа строительства дорог на 2000–2010 годы не выполнена даже наполовину от запланированного. Ситуация с ремонтом и содержанием дорог тоже не внушает оптимизма. В настоящее время на многих трассах дорожная одежда полностью изношена, перевод участков с асфальтобетонным покрытием в гравийные и далее – в грунтовые стал обыденным явлением. Причина столь бедственного положения тоже на поверхности – недофинансирование.


Фото: Николай БРИЛЬ
О состоянии дорожной отрасли региона и мерах по её стабилизации шла речь на очередном заседании Союза дорожников Иркутской области. В нём приняли участие депутат Госдумы РФ Виталий Шуба, министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов, заместитель начальника управления строительства ФДА Алексей Пчелин, руководители дорожных эксплуатационных предприятий и подрядных организаций.

Открывая заседание, Руслан Болотов отметил, что «2009 год был непростым, тем не менее с основной задачей по обеспечению сквозного проезда дорожная служба справилась в рамках затрат на содержание».

На строительство и реконструкцию автодорог было предусмотрено 400 млн. руб., в том числе 204 млн. руб. из областного бюджета. Сумма субсидий из федерального бюджета составила 196, 5 млн. руб., бюджетного кредита – 357 млн. руб., из которых 223 млн. руб. ушло на строительство мостового перехода через Ангару и 133 млн. руб. на завершение строительства моста через реку Лену у села Пономарёво на автодороге Качуг – Жигалово.

– Ленский мост – уникальный объект с точки зрения технологических решений, – сказал Руслан Болотов. – Сотни пришедших на торжественное открытие местных жителей искренне благодарили проектировщиков, мостовиков и дорожников за столь щедрый подарок. То же самое происходило и при сдаче нового, прежде труднопроходимого 12-километрового участка дороги Залари – Жигалово с мостом через реку Чешка.

Строительство мостового перехода через Ангару в Иркутске осуществлялось на средства федерального и регионального бюджетов. В уходящем году на объектах второго пускового комплекса было запланировано освоить 1,2 млрд. руб., в ноябре основные строительно-монтажные работы завершены. Торжества по поводу сдачи в эксплуатацию запланированы на 10 декабря. «Могли бы запустить и раньше, но нам важно, чтобы такого рода объекты вводились в присутствии федеральных чиновников, руководства Росавтодора», – подчеркнул Руслан Болотов. По его мнению, это лишний повод провести рабочую встречу по продолжению строительства, убедить федеральный центр, что оставшиеся 3-й и 4-й пусковые комплексы для Иркутска жизненно необходимы.

– На днях получили ответ из Росавтодора, что финансирование будет продолжено, – сообщил министр. – Хотя изначально позиция у них была другая: «Мост, как техническое сооружение, построен, дальше занимайтесь сами».

Подобную позицию, по информации Виталия Шубы, заняли и члены российского правительства: «Мы свои обязательства выполнили». Думается, не грешно бы им напомнить, что начиная с 2002 года стройка на протяжении трёх лет финансировалась только из средств области, федеральная составляющая, официально узаконенная постановлением правительства в 1999 году, не присутствовала. Не пора ли собрать депутатов всех уровней, чиновников администраций и выработать наконец единый подход к решению перезревшей проблемы?

В уходящем году области удалось также привлечь 134 млн. руб. федеральных субсидий на строительство дорог в Иркутске, что позволило привести в надлежащий вид ул. Байкальскую и приступить к реконструкции ул. 3-го Июля. В наступающем году работы по ней будут продолжены. Руслан Болотов не исключает возможности получить из федерального бюджета средства на Маратовскую развязку либо другие городские объекты, по которым имеется проектно-сметная документация.

Есть вероятность выделения денег и на дорожное строительство. Согласно указу Президента РФ, будет продолжено финансирование обхода г.Иркутска, строительство «замороженных» на дороге Звёздный – Ния четырёхпролётного моста через р. Ния, путепровода через железную дорогу и трёхпролётного моста через р. Жилинная. Не стоит забывать, что у нас есть и такой объект, как плотина ГЭС, которая нуждается в ремонтно-восстановительных работах, ограничении проезда грузового транспорта. Не будут остановлены работы и на трассе «Вилюй», которая требует ремонта и реконструкции.

Руководитель ОГУ «Дирекция автодорог» Владимир Малых высказал озабоченность недостаточным финансированием на содержание дорог. «80 тысяч рублей на 1 км автодороги составляет лишь 12,5% от норматива финансовых затрат, – сказал он. – Недостаточно средств (44 млн. руб.) и на обслуживание пяти переправ».

– По выделению средств на содержание дорог мы отстаём от Красноярска в три раза, – заявил генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Андрей Кайдаш.

– В Бурятии дорог в четыре раза меньше, а денег выделяется в семь раз больше, – продолжил тему генеральный директор ЗАО «Иркутскгипродорнии» Анатолий Косяков. – Всё это я изложил губернатору и попросил решать финансовые вопросы вместе. А ещё доложил о возможностях наших подрядчиков, которые способны выполнять работы на 9 млрд. рублей. Мы же не загружаем их и на треть, поэтому они вынуждены работать на соседних территориях.

Виталий Шуба проинформировал собравшихся о перспективах отрасли. «Бюджет на 2010 год принят с дефицитом, тем не менее объекты, которые не завершены строительством по инвестиционным программам в 2010 году, получат 100%-ное финансирование, переходящие – 50%, новых предложено не начинать». В 2009 г. дорожной отрасли было выделено 310 млрд. руб., на 2010-й планируется 273 млрд. руб., из них на содержание – 71,3 млрд. руб. Бюджетные кредиты под 2% увеличены до 50 млрд. руб.

О развитии федеральной сети рассказал начальник Управления дороги «Прибайкалье» Александр Суслов. По его информации, в уходящем году управлению было выделено 3 млрд.руб., из них на строительство и реконструкцию – 2,4 млрд. руб. Несмотря на насыщенность строительной программы, федералы справились с ней и заканчивают сезон тремя новыми объектами: построен и введён в эксплуатацию участок дороги М-53 «Байкал» протяжённостью 7,5 км в Нижнеудинском районе и 2,5 км с новым мостом через р.Курзанка в Тулунском. В ближайшее время сдаётся в эксплуатацию последний участок Тайшетского обхода (1207–1215 км). С его вводом будут ликвидированы два пересечения через ВСЖД, из города уйдёт транзит, разгрузится улично-дорожная сеть. Кстати, не только жители Тайшета, но и посёлков Байроновки и Н. Акульшета избавятся от шума, пыли и грязи.

– На 2010 год Росавтодор планирует выделить нам 3,4 млрд. рублей, – сказал Александр Суслов. – Из них на строительство и реконструкцию – 2,4 млрд. рублей.

В планах управления на следующий год – завершить работы на участке М-53, непосредственно примыкающем к Тайшету, в результате город и область получат 44 км дороги второй технической категории. На обходе Иркутска (Вдовино – Чистые Ключи) будут освоены выделяемые Росавтодором 1,1 млрд. руб. и введён 24-километровый участок с двумя мостами и путепроводными развязками. В плане федералов – приступить к ремонту моста через Оку на 1626 км трассы М-53. «Проект сделан, экспертиза позади, деньги в сумме 100 млн. рублей выделены, будем начинать работы», – заметил Александр Суслов. Усугубляет обстановку переданная в ведение управления дорога «Вилюй» протяжённостью

700 км. Многие её участки требуют и реконструкции, и срочного ремонта, пока же решается вопрос, как пройдёт трасса.

– Обход Тайшета выполнит огромную роль на М-53, но этого мало. С открытием дорог Чита – Хабаровск «Амур» и «Вилюй» потоки автотранспорта на Московский тракт значительно возрастут,– сказал Алексей Пчелин.– Отсюда ближайшая цель – ликвидировать грунтовые разрывы и приступить к строительству обходов городов и населённых пунктов.

Если говорить о перспективах в целом, то они во многом зависят от областной целевой программы по развитию автодорог общего пользования, которая является условием для получения регионом субсидий в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России».

Александр Антоненко

<p align=right><a target=_blank href=http://www.vsp.ru/social/2009/12/02/466089>"Восточно-Сибирская правда"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ