Виталий Шуба: Россия выходит из кризиса

Государственная дума Российской Федерации 16 июля провела последнее заседание весенней сессии 2010 года.

За эту сессию депутаты приняли 249 законов и тем самым поставили рекорд законотворческой деятельности для всех созывов, начиная с первого. О том, какие это были законы и что они означают для Иркутской области, рассказал первый заместитель председателя думского Комитета по бюджету Виталий Шуба.

Отчеты и проценты

-- Субъектами законодательной инициативы стали правительство Российской Федерации, регионы, члены Совета федерации, судебные органы и сами депутаты, -- рассказал депутат. -- Более 30 процентов законов внесли члены фракции «Единая Россия». В своей работе мы руководствовались положениями Бюджетного послания президента и программой антикризисных мер правительства РФ. В 2010 году были заслушаны два отчета правительства. С первым, охватывающим период с четвертого квартала 2008 года по конец 2009 года, выступил председатель правительства РФ Владимир Путин. Со вторым, за первый квартал 2010 года, -- заместитель председателя правительства, министр финансов Алексей Кудрин. В соответствии с законом доклады выслушиваются устно и принимаются к сведению, но накануне мы выслушали еще доклад главы Центрального банка и получили большое количество аналитических материалов, в которых расписано буквально до рубля -- куда потрачены бюджетные средства.

Часть законов, принятых Государственной думой, были направлены на совершенствование избирательной системы. По инициативе президента политические партии будут представлены в органах законодательной власти более широким спектром: не только партии, преодолевшие семипроцентный барьер, но и партии, набравшие пять процентов, получат как минимум по одному месту, и это будет считаться фракцией.



Вопрос о платности не стоит

-- Широкий резонанс в обществе получило принятие закона, вносящего изменения в правовое положение бюджетных организаций. Это сложный для восприятия закон. Мне пришлось вести его, как в свое время ФЗ-122. Журналисты, помню, тогда называли меня «политическим камикадзе», но время расставило все на свои места, и сегодня все социальные обязательства государства перед населением исполняются в полном объеме. Оппозиция сегодня нагнетает настроения в обществе, среди работников бюджетной сферы и при этом не опирается на конкретные нормы закона. Цель принятия такого закона была обозначена в Бюджетном послании президента: нам необходимо повысить качество и эффективность предоставляемых услуг -- со стороны как государства, так и органов муниципальной власти. Вопрос о платности или бесплатности этих услуг не стоит, при этом на сегодня они полностью выведены из сферы общественного контроля.

Возьмем медицину. Средства поступают из федерального бюджета, регионального, муниципального, из фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, за оказание платных услуг -- как разобраться в этих потоках? Для любого контролирующего органа это очень сложно. Сегодня каждое медицинское учреждение составляет свою смету на оказание обязательных услуг населению, и объективность этой сметы вызывает большие сомнения. Кто-то сумел вписать больше, кто-то меньше, кому-то повезло получать услугу в том или ином учреждении -- и гражданам предоставляется услуга с разным качеством. По новому закону учреждение получает задание и соответствующее финансирование.

Подчеркиваю: бюджетное финансирование не может быть ниже базового 2010 года. Принципиальное отличие нового бюджетного учреждения от нынешнего: сейчас если бюджетные средства не освоены к концу года, они возвращаются в бюджет -- для нового бюджетного учреждения эти средства станут дополнительным финансированием к следующему году и будут израсходованы по собственному усмотрению.

Счета каждому учреждению откроет федеральное казначейство, вся информация о финансовой деятельности будет выложена в Интернет. На бюджетные учреждения нового типа, так же, как и на казенные учреждения, будет распространяться действие ФЗ-94 (закон о закупках). Автономные учреждения смогут хранить свои средства в любой кредитной организации, и нормы ФЗ-94 на них не распространяются. Серьезное ограничение для автономных учреждений: заниматься они смогут только той деятельностью, которая прописана в уставе. Под контроль государства ставится и муниципалитет: если по какой-то причине возникнет желание снизить объем финансирования, на ту же сумму должен быть снижен размер задания. Срок вступления был перенесен на 1 января 2011 года, и до июня 2012 года будет продолжаться переходный период. Закон обсуждался во всех регионах, в комитетах и комиссиях, с участием профсоюзов, и было только одно отрицательное заключение -- от Ульяновской области.

Кому, куда и сколько

-- Другой важный закон, в который мы внесли поправки, это закон о бюджете на 2010 год и плановый период 2011--2012 годов. В прошлом году, как известно, кризис привел к существенному снижению внутреннего валового продукта на 7 с лишним процентов, и единственная отрасль, которая в 2009 году росла, -- это сельское хозяйство, примерно на 1,2 процента. Прогноз 2010 года -- экономика вырастет на 4 процента. При этом с 8 до 6 процентов снижается инфляция. Сегодня статистика показывает, что мы можем уложиться в эти пределы.

В прошлом году мы приняли закон о бюджете с серьезным дефицитом: доходы (округленно) 7 триллионов рублей, расходы 10 триллионов, дефицит -- около трех триллионов. В бюджет внесены поправки: доходы увеличены на 833 млрд рублей, расходы -- на 323 млрд, дефицит федерального бюджета снижен на 400 с лишним млрд рублей. Более 150 млрд мы направили на исполнение обязательств по увеличению пенсий, и то повышение на 6 процентов, которое мы обещали всем пенсионерам, будет выполнено. Более 83 млрд выделено на обеспечение жильем ветеранов. Дополнительно 10 млрд рублей выделено для строительства жилья тем военнослужащим, кто в 2010 году увольняется в запас, и в этом году проблема жилья для военных должна быть решена.

Еще одно важное направление, инициатива фракции «Единая Россия» -- выделение дополнительно 16 млрд рублей на ремонт и развитие улично-дорожной сети в столицах регионов. 32 субъекта федерации получат соответствующую финансовую поддержку, в том числе Иркутск -- 566 млн рублей. Еще 10 млрд выделено на программу утилизации старых автомобилей -- она идет очень хорошо, и отечественные заводы уже не справляются с заказами.

По программам капитального строительства Иркутская область получит до конца 2020 года средства на две больницы в Усть-Ордынском округе и на ремонт учебно-лабораторного корпуса № 1 Братского государственного университета. Есть и согласованная позиция правительства Российской Федерации, Иркутской области и части депутатов Государственной думы о выделении нашей области 5 млрд рублей, причем более 900 млн мы можем получить уже в этом году. Эта сумма не раскрыта в бюджете, но договоренность есть. На чем она основана? На нашей конструктивной работе, наверное.

И еще одна тема. Государственная дума приняла в первом чтении закон, который мы коротко называем «Закон о трансферном ценообразовании». Для нашей области он имеет большое значение. В паре с ним пойдет закон «О консолидированном налогоплательщике», и эти два закона не полностью решат проблему уплаты налогов не по месту ведения бизнеса, а по месту регистрации головного офиса, но мы хотя бы подступимся к ней, хотя бы крупные корпорации будут платить в регионе.

Практически принято решение о воссоздании дорожных фондов. Сегодня ситуация в стране очень сложная. На ремонт и содержание федеральных дорог нужно 198 млрд рублей, планируется выделить всего 58 млрд. На региональном уровне ситуация еще хуже: нужно 650 млрд, регионы выделят 119 млрд. 16 июля мы провели круглый стол с участием министров и приняли решение о восстановлении дорожных фондов, для чего потребуется внести изменения в Бюджетный кодекс и найти реальные источники доходов для наполнения этих фондов. В бюджете 2011 года фонды уже будут.

Решение по Ангарску -- временное

По окончании своего отчета Виталий Шуба ответил на вопросы журналистов.

/// -- Виталий Борисович, а на что пойдут дополнительные средства из федерального бюджета? Не ограничится ли все очередным снижением регионального долга?

-- Долги есть и у страны в целом, и у отдельных регионов. У Московской области, например, долг 160 млрд рублей. Надо смотреть на структуру долга, срок погашения, насколько легко он обслуживается. Иркутская область перекредитовалась,: отдала дорогие кредиты, взяла более дешевые. Так что 900 млн рублей правительство потратит по своему усмотрению -- может быть, на выполнение социальных обязательств, может быть, на погашение кредиторской задолженности. Деньги обезличенные, на усмотрение региона.

/// -- Вы уже встречались с мэром Братска Александром Серовым? В городе складывается очень непростая ситуация с «Водоканалом», есть риск отключения водоснабжения.

-- У нас был телефонный разговор, мы действительно обсудили эту ситуацию, но встречи еще не было.

/// -- Как вы оцениваете решение Ангарской районной думы отказаться от всеобщих выборов мэра, а избрать руководство района на заседании думы?

-- В свое время была совершена ошибка при разделении города и района на муниципалитеты первого и второго уровня. Сегодня невозможно даже собственность толком разделить, невозможно финансировать строительство объектов. Поэтому я считаю, что принято правильное решение. А когда объединение состоится, можно будет вернуться к прямым выборам мэра.

Борис Самойлов,



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ