Выбираем будущую профессию

Не за горами пора выпускных экзаменов, и все чаще у родителей возникает вопрос: Куда отправить ребенка учиться? От этого зависит судьба и жизнь человека. Ведь тот, кто нашел свое профессиональное призвание, реализовался в работе, чувствует себя гораздо увереннее и счастливее того, кто поспешил и ошибся в своем выборе. «Новая Бурятия» исследовала как эффективнее определить сферу будущей профессиональной деятельности.

Высокооплачиваемая работа – палка о двух концах

В детстве взрослые спрашивают: Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?. Девчушки, которые любят петь, танцевать илечить животных, мечтают стать певицам, актрисами, докторами, учительницами. Мальчики – фантазеры и защитники девчонок – рассматривают исключительно мужские профессии: капитан Немо, ну или как милиционер дядя Миша из соседнего подъезда. «Зачем?» – спрашивают родители? «Маму защищать всегда буду!», – отвечает им малыш. Родители улыбаются. Но когда дети подрастают, мама и папа настаивают на получении более стабильной профессии – «пойдешь в бухгалтеры (юристы, экономисты), там платят хорошо».

«Платят хорошо» – один из основных принципов выбора профессии. А теперь представьте, что в течение следующих лет так 40 каждый будний день нужно вставать рано утром и целый день делать то, что вам не нравится. Пусть у вас это получается, пусть вы можете себе позволить многое, но радости и удовлетворения от своей работы вы не получите. Хотя вам же это не так уж и важно. Тогда – в путь.

Вот пример из жизни Алексея с интернет-форума (сохранен авторский стиль): «Ненавижу свою работу, работаю водителем в охранном предприятии: двое суток через двое. Платят средне, а главное, я ненавижу торчать за баранкой по пробкам целыми днями, а это и есть суть работы водителя. Но самое страшное, что я ничего больше не умею, а это просто убивает. Вообще не понимаю, как такие тупые работы могут кому- то нравиться, просто люди не думают об этом, тянут лямку, по выходным напиваются, чтоб якобы «снять стресс», а потом опять в контору. Живут, не приходя в сознание. Мне 35 лет, я жду пенсионного возраста, не потому что пенсия нормальная, а потому что общество перестанет предъявлять ко мне требования, что я должен чему то соответствовать, иметь то, это и поэтому зарабатывать».

Может, находясь пока на берегу, все же стоит задуматься: «А чего же хочу я сам?»

Выявить интересы и способности

Выбрать профессию сегодня сложно. Существует множество новых специальностей, есть и старые – проверенные. И лучше всего посмотреть, а какие есть у ребенка предрасположенности, то есть к какой сфере деятельности он больше тяготеет. Могут помочь кружки, спортивные секции, факультативы в школе. Например, кружки юных фотографов и журналистов, авиамоделирования и многие другие. Чем увлекается ребенок? Шьет? Рисует? Танцует?

Однако и здесь важно не переборщить. Рассказывает инженер Алена: «В детстве родители меня и мою сестру отдали в музыкалку. А домой купили фортепьяно. Я с ужасом вспоминаю дни, проведенные в этой школе и за инструментом дома. Это была пытка. Что мы там играли? Все было похоже на зубрежку. С тех пор, как я слышу фортепьяно, становится жутко. Да я никогда и не любила музыку…»

Отдавая свое чадо в кружок, подумайте, есть ли у ребенка способности, но, главное, желание туда ходить. Может, ему по душе гонять мяч, и он станет большим спортсменом. Дайте ребенку возможность воплотить свою мечту в жизнь!

Помогут тесты

Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли. Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности.

В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Евгений Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.). Такой тест обычно проводит школьный психолог, классный руководитель, но его модно пройти и самим или с родителями.

1. Человек-природа.

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

2. Человек-техника

Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.

3. Человек-человек

Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.

4. Человек-знаковая система

Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.

5. Человек-художественный образ

Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), литератор, стилист, актер, режиссер, ди-джей.

В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая система и человек-художественный образ).

А вот пример, когда человек полностью доволен тем, чем он занимается.

Михаил Салахутдинов, инструктор по сноубордингу в Улан-Удэ:

«Сноубордингом я стал увлекаться с 2006 года, когда мой друг впервые меня пригласил покататься. Тогда я проникся «духом» сноубординга и приобрел сноуборд. После того как у меня появилась собственная доска я стал каждые выходные проводить на склоне.

В сноубординге меня больше всего привлекает общение с природой. Ты не сидишь дома за компьютером, не сидишь в душном офисе, а постоянно находишься на открытом воздухе. Раньше я не любил зиму за её неимоверный холод, но теперь я жду её с нетерпением. Сноубординг открыл для меня многие двери: я познакомился с новыми людьми, побывал в таких местах, окоторых я даже не думал. Постоянно находишься в развитии: думаешь о новых трассах, о новых местах, исследуешь карты в поисках новых склонов».

О профессиях говорят по-разному. Одни профессии называют современными, другие – устаревшими. Одни профессии называют передовыми, другие — исчезающими. А сколько профессий исчезло? В шахтах исчезли саночники, коногоны. На металлургических заводах – катали, верховые рабочие, формовщики литейных дворов у доменных печей. На электростанциях ушли в прошлое кочегары, в городах исчезли извозчики, водовозы.

Есть попытки делить профессии и на другие категории. Об одних говорят, что они лучшие, о других, что они худшие. Об одних толкуют: легкие, о других — трудные. Называют еще профессии спокойные и беспокойные.

Погоня за модными профессиями неоправданна. Не могут же все юноши и девушки стать только летчиками, космонавтами, врачами и большими начальниками? А что бы мы делали без поваров, готовящих вкусные обеды, без дворников, маляров и штукатуров, которые создают вокруг чистоту и красоту, без водителей трамваев, которые с шести утра до глубокой ночи перемещают нас в разные точки города. А что уж говорить про врачей скорой помощи, геологов, метеорологов, историков, радистов и многих – многих других важных людях? Обществу нужны люди самых различных профессий. Главное, знать свои профессиональные и личные стремления, а также реальные потребности на рынке труда. А потом, пока ты молод и амбициозен, занимайся любимым делом, и даже если твоя профессия не востребована в твоем городе, возможно именно такого специалиста как ты, ждут в другом городе или даже в другой стране. Ведь главное -всегда оставаться у руля своей судьбы, не так ли?

О чем мечтают наши дети?

(по данным eurekanet.ru)

Предпочтения нынешних школьников сильно отличаются от желаний детей 60–70-х годов. Уже никто не хочет быть учителем, а стать спортсменом и руководителем, напротив, мечтают многие. Самые популярные профессии: врач ( аргументы традиционны: хотим спасать людей), спортсмен (среди предпочтений – футбол), дизайнер, милиционер ( «хочется, чтобы на Земле был мир» и «потому что им дают секретные задания», водитель (таксист) («хочется развозить интересных людей»), либо дальнобойщик («чтобы много путешествовать», музыкант (интересно, что девочки предпочитают сольную карьеру певицы, а мальчики, напротив, мечтают играть в группе, ветеринар (дети хотят научиться лечить животных и посвятить этому жизнь, «потому что жалко, когда они ходят больные и беспомощные». И лидирует банкиры. Детки хотят стать не мелкими клерками, а руководителями. При этом они, как правило, не знают, работники каких специальностей трудятся в банке. Какие же аргументы приводят дети, чтобы объяснить свой выбор? Очень простые: «Я хочу стать банкиром, потому что они много зарабатывают. Если я буду много зарабатывать, я буду много путешествовать и отдыхать и мало работать».

Были также упомянуты: журналист («это очень престижно, можно ходить во всякие разные места, где на меня будут обращать внимание»), оператор («хочу снимать мир»), писатель («потому что можно создавать свой мир»), предприниматель, переводчик и архитектор.

16% мальчиков Советского Союза мечтали стать космонавтами. 8% девочек СССР хотели стать балеринами. 27% детей хотели стать учителями в 60-х годах прошлого века – это первое место среди всех профессий. К 80-м это число снизилось до 18,5%. В топ-десятке предпочтений нынешних школьников этой профессии нет совсем.

Дарья Федотова, «Новая Бурятия»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ