Евгения Ушакова называют художником уникального дара
В галерее современного искусства «Дом художника» открылась выставка памяти Евгения Владимировича Ушакова.
«Темы, которые поднимает художник Ушаков, затрагивают многовековую историю освоения русскими людьми огромных пространств Сибири, строительство острогов и православных храмов... закрепление России на новых неведомых землях. Перед нами предстают казачьи отряды, православные священники, крестьяне, промысловики... Особое место в творчестве художника занимает Русь православная...»
Анатолий Байбородин
...Еще не так давно любой гость нашего города, прилетавший самолетом в аэропорт Иркутск, мог увидеть грандиозное панно во всю стену аэровокзала — героического содержания, проникнутое народным русским духом, из необычного материала. И только приглядевшись, можно было понять: это береста. Вернее, кусочки бересты — разного цвета, разной фактуры, разных оттенков и сочетаний. И тут же снова возникало удивление: как можно передать такой сложный сюжет таким, казалось бы, бесхитростным материалом? Не красками, не лепниной — мозаикой из березовой коры?
Поистине, надо быть большим художником, чтобы так чувствовать материал и так мастерски использовать все его свойства. Автор этого панно Евгений Владимирович Ушаков был как раз таким художником. Имея традиционное образование, он в полном объеме освоил академические приемы изобразительного искусства. Он владел техникой рисунка, он делал симпатичнейшие акварели, писал маслом замечательные пейзажи и натюрморты и даже портреты.
И все же самым неожиданным и ярким образом он проявился именно в этом — в технике мозаичных панно из бересты. Причем он не просто повторил чьи-то приемы — он фактически разработал, развил, довел до совершенства авторскую технику. Изобрел, открыл. И не только технику, но и материал — природный, натуральный, каким является березовая кора.
Ведь это только на первый взгляд кажется, что все березы одинаковы: белоствольные, с черными «подпалинками». А если приглядеться? Бывает кора гладкая и белая, как мел, а бывает рыжая, серая, темная, коричневая, бугристая... Все зависит от условий, в которых растет дерево. И конечно, от того, что увидит в том или ином фрагменте цепкий взгляд художника.
Эта выставка в Доме художника, к искренней печали многих иркутян, стала выставкой памяти Евгения Ушакова (только что родные и близкие справили сороковины по ушедшему художнику). И здесь, в Доме художника, где он еще недавно бывал на выставках своих товарищей по искусству, показаны разные стороны его творчества: и живопись в разных жанрах, и рисунок.
Я видела людей, которые подолгу задерживались у его натюрморта с сережками цветущей вербы — какими-то необычными, продолговатыми, как будто плакучими; не оставался незамеченным его автопортрет, его байкальские пейзажи.
Однако основной народ толпился в первом, самом большой зале, — там, где царили его берестяные панно, композиции, можно сказать — картины. Так задумано было художником, или что-то свое диктовал ему материал, или звезды так сошлись, — но большинство работ Ушакова в этом зале носят некий былинный характер, будь это русские богатыри в шлемах, или казаки-первопроходцы, отправившиеся на поиски новых земель «из-за острова на стрежень», а то и персонально — сам Александр Невский...
Кстати, об этой работе можно говорить и подробно: она хороша как пример его творчества этого направления. Эта композиция — и портрет, и обобщение одновременно. Главный герой композиции — канонизированный православной церковью князь Александр Невский с мечом в руках, — но меч опущен. Вспоминается историческое «Кто к нам с мечом придет...». За ним — русское воинство с копьями, дружина, идущая стройными рядами. Георгий Победоносец в верхнем углу композиции делает ее похожей на икону. Русскостью проникнуто все изображение князя: на шлеме его — миниатюрное изображение Божьей Матери, размером с ладанку; на груди кольчуги — знакомый силуэт, белая церковь на Нерли...
А вот — забавный, бесшабашный и в то же время чуть хитроватый образ сибиряка с ковшом-братиной. Но это еще только подступы к теме, о вот и основное — «Родная Сибирь»: посреди гор и тайги общиной рубят мужики, дружные, как муравьи, — рубят острог и дома, похожие на крепости, обживают дикие места.
За годы активного творчества, — а творил он до последних дней своей жизни, — Ушаков создал множество своих панно. Иркутяне еще в те, советские времена видели их в административных зданиях Иркутска, в холле железнодорожного вокзала и, как уже говорили, в огромном корпусе аэровокзала, они украшали интерьеры гостиницы «Интурист», кинотеатра «Баргузин», Дома литераторов... Такого не было ни в одном другом городе мира — только Иркутск мог похвастать этими берестяными чудесами.
На открытии выставки памяти Евгения Владимировича Ушакова о нем много и с огромным уважением говорили его собратья-художники, а также писатели, ведь со многими из них Евгения Владимировича связывала многолетняя дружба. С большой теплотой вспоминали о нем руководитель региональной организации Союза художников России Наталья Сысоева, художники Анатолий Костовский, литераторы — детский писатель Михаил Трофимов, секретарь правления Союза писателей России Владимир Скиф, прозаик Анатолий Байбородин, поэт Василий Забелло.
Отмечая уникальность дара Ушакова, а также незаурядность его личности, многие говорили о том, что в городе должен быть дом-музей, где бы хранились и выставлялись произведения Ушакова. С этим нельзя не согласиться. Действительно, творчество его оставило яркий и неповторимый след в художественной культуре города, став своеобразной визитной карточкой Иркутска.
А в жизни это был незаурядный, несгибаемый человек: при его внешней хрупкости — фронтовик, а в мирное время — трудоголик, приверженец здорового образа жизни: он сплавлялся по рекам, до последних лет ходил с рюкзаком в тайгу, штурмовал горные тропы... Человек активный, творческий, разносторонний, он прекрасно знал литературу, поэзию, и, кстати, сам писал очень профессиональные стихи — образные, точные по мысли и по наблюдениям.
Удастся ли организации Союза художников осуществить идею с домом-музеем Ушакова — время покажет, но то, что идея эта, поддержанная практически всеми гостями и участниками вернисажа, достойна внимания, — очевидно. Хочется верить, что министерство культуры и архивов Иркутской области к этой идее прислушается и найдет возможность поддержать ее.
А пока... Все, кто знаком с творчеством Евгения Ушакова, и все, кто захочетузнать его получше, могут посетить выставку в Доме художника (сюда люди приходят бесплатно). Она будет работать еще только неделю, так что торопитесь, не откладывайте на потом.
Любовь Сухаревская.