Исполнение законодательства о несовершеннолетних рассмотрели на брифинге в Чите

Сегодня в прокуратуре Забайкальского края прошел брифинг для журналистов средств массовой информации по теме «Исполнение законодательства о несовершеннолетних и молодежи в Забайкальском крае».

Перед журналистами выступили заместитель прокурора края Козлова Светлана Николаевна, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры края Хребтова Ирина Михайловна, старший прокурор этого отдела Сухопарова Светлана Альбертовна, прокуроры отдела Сараева Татьяна Аркадьевна и Иванова Дарима Жигжитовна, которые осветили результаты прокурорского надзора по ряду направлений в данной сфере.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в 2011 году прокурорами выявлено 8435 нарушений, опротестовано 366 незаконных правовых актов, внесено 1525 представлений, в суды направлено 2323 иска.

Основное внимание уделялось надзору за исполнением законов о правах и интересах несовершеннолетних, вопросам соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, государственных гарантий в сфере образования, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Из выявленных нарушений законодательства каждое пятое связано с нарушениями конституционных прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования. Прокурорами пресекались факты взимания с родителей учащихся и воспитанников благотворительных взносов и добровольных пожертвований на нужды учреждения, в т.ч. финансируемые из бюджета. Выявлены правовые акты образовательных учреждений, договоры с родителями обучающихся, содержавшие условия, противоречащие требованиям закона и ущемляющие права граждан, для устранения нарушений законности прокурорами внесено 32 представления, принесено 8 протестов, в суды направлено 26 исков. Прокуратурой края направлялось соответствующее представление министру образования, науки и молодежной политики края.

В целях понуждения органов власти и местного самоуправления, ответственных должностных лиц к устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, безопасности дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, финансированию необходимых мероприятий, в том числе на проведение ремонтных работ, обеспечение школ учебниками прокурорами внесено 109 представлений, в суды направлено 137 исков.

Учитывая существующую проблему обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточность мер, принимаемых органами местного самоуправления, прокурорами районов вносились представления о ненадлежащем исполнении полномочий по организации общедоступного дошкольного образования, в том числе устранении нарушений при сдаче помещений детских садов в аренду.

Предъявлены и удовлетворены иски прокуроров к администрациям Акшинского района и Читы о понуждении обеспечить местами в дошкольных учреждениях состоящих на очереди лиц, к администрации Карымского района – о возврате здания бывшего детского сада.

Обеспечены прокурорским реагированием многочисленные нарушения прав и интересов детей-инвалидов. Между краевыми министерствами, осуществляющими работу с детьми-инвалидами, не проводились взаимные сверки о количестве таких детей, проживающих в крае, не налажен необходимый учет детей-инвалидов и на местах. При этом данные учтенных ведомствами детей-инвалидов значительно разнились. Отсутствие единого банка данных о детях-инвалидах существенно затрудняет реализацию норм закона, гарантирующих права лиц этой категории на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование и занятость. При проверке в деятельности министерства социальной защиты населения края выявлено отсутствие надлежащей координации мероприятий по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, в связи с чем руководителю внесено соответствующее представление.

Прокурорскими проверками выявлены нарушения требований законодательства о своевременном установлении инвалидности, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и 50% льготы в оплате жилья и коммунальных услуг, выделении дополнительной жилой площади, реализации права на образование, обязательной индивидуальной реабилитации детей-инвалидов, обеспечении их техническими средствами реабилитации.

В целях устранения нарушений, связанных с необеспечением условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, межрайпрокурорами в суды направлено 73 исковых заявления о понуждении руководителей организаций и учреждений к оборудованию зданий в соответствии с требованиями законодательства, внесено 16 представлений, возбуждено 4 административных производства по ст.9.13 КоАП РФ.

Неполнота принимаемых органами государственной власти мер к организации деятельности созданного в крае «Центра образования», отсутствие необходимого финансирования из краевого бюджета принятых обязательств по реализации ПНП «Дистанционное образование детей-инвалидов» привели не только к нарушениям конституционных прав детей-инвалидов на получение образования, но и к неэффективному использованию средств федерального бюджета в связи с простаиванием дорогостоящего оборудования. С начала нового учебного года к обучению по этой программе приступили 63 ребенка вместо 126. Для устранения нарушений законности в ходе проверки внесено представление Министру образования, науки и молодежной политики, Губернатору края, в суды направлено 150 исков, внесено 31 представление, возбуждено 4 административных производства.

Защита жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находится на постоянном контроле в прокуратуре края, особое внимание уделяется вопросам исполнения законодательства об обеспечении их жилыми помещениями.

Из-за недостаточного финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем лиц указанной категории, сложилась особенно неблагоприятная ситуация. В крае ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В связи с этим при осуществлении надзора прокуратурой края основные усилия направлялись на понуждение органов исполнительной власти к выделению из бюджета субъекта дополнительных денежных средств на указанные цели, а также на защиту и восстановление прав лиц этой категории, в том числе путем предъявления в их интересах соответствующих исковых заявлений.

В результате принятия мер прокурорского реагирования удалось понудить органы исполнительной власти края к ежегодному (начиная с 2007 года) увеличению выделяемых из бюджета края средств на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время, их размер явно не отвечает потребности для надлежащего исполнения государственного полномочия в этой сфере и составляет лишь 50 млн. рублей на 2012 год.

Проверено целевое и своевременное использование поступающих в муниципальные образования субвенций, выделенных из краевого и федерального бюджетов на обеспечение жильем лиц указанной категории.

По письму прокуратуры края откорректирован Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 18.08.2011 № 299.

Прокуратурой края с участием прокуроров проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении лиц, у которых истекли сроки выполнения обязательств по оформлению приобретенных с использованием средств материнского (семейного) капитала жилых помещений в совместную собственность с несовершеннолетними детьми и другими членами семьи.

Проверки показали, что в крае многие родители, получающие средства материнского капитала на покупку жилья, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, выданным для приобретения жилого помещения, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке семей, имеющих детей» не выполняют обязательства по оформлению жилого помещения в общую собственность родителей и детей. Бездействие родителей лишает несовершеннолетних права на имущество, которое должно им принадлежать в силу закона. В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокурорами края в суды общей юрисдикции было предъявлено в защиту жилищных прав несовершеннолетних 390 исковых заявлений.

Около 300 нарушений законов выявлено в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе нарушения требований законодательства о социальной защите воспитанников, непринятии администрацией полных и своевременных мер в защиту прав детей на получение алиментов, определению их статуса.

В Читинском детском доме № 2 были выявлены факты необоснованного снятия денежных средств на общую сумму 247 тыс. рублей со счетов 19 детей для оплаты проезда к санаторию и питания в дороге. По результатам рассмотрения представления заместителя прокурора края министерством образования края решен вопрос о восстановлении указанных средств на счета воспитанников.

В целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми и иных преступных посягательств со стороны взрослых, организации обмена информацией, свидетельствующей о таких фактах, прокуратурой края в 2011 году разработана и принята новая редакция совместного Указания прокуратуры Забайкальского края, Управления внутренних дел по Забайкальскому краю, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения и Министерства образования, науки и молодежной политики края «О выявлении фактов и порядке направления и разрешения информации об обстоятельствах, свидетельствующих о жестком обращении с несовершеннолетними со стороны родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию».

В 2011 году количество уголовно-наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, сократилось на 0,5% (с 1477 до 1471). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии на территории Забайкальского края, составил 9,1% против 9,8% в сравнении с 2010 годом. В структуре преступности сократилось количество совершенных несовершеннолетними причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей. В то же время возросло количество совершенных убийств, разбоев, краж чужого имущества. Почти каждое второе преступление совершено несовершеннолетними в составе группы (657;+20,8%).

В прошедшем году по инициативе прокуратуры края внесены изменения и в Закон Забайкальского края «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в части наделения комиссий полномочиями специализированного органа в случае применения судами к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор специализированного государственного органа. В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Законодательным Собранием края принят разработанный прокуратурой края совместно с депутатами Закон Забайкальского края «Об общественных воспитателях несовершеннолетних».

Вместе с тем, проводимые мероприятия не оказали существенного влияния на улучшение состояния в сфере предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На протяжении последних лет удельный вес подростковой преступности в крае остается одним из самых высоких в СФО и РФ в целом.

В связи с этим на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В истекшем году проводились проверки исполнения требований Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в проведении индивидуальной профилактической работы с подростками, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, предупреждении повторной преступности.

Вопрос о состоянии и предупреждении преступности среди несовершеннолетних, практике расследования уголовных дел, выявления причин и условий, способствующих совершению данной категории преступлений, был рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных органов края.

В 2011 году прокурорами выявлено 1029 нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для устранения которых внесено 263 представления. Мерами прокурорского реагирования за различные нарушения законодательства в этой сфере к дисциплинарной ответственности привлечено 90 должностных лиц, в том числе 39 сотрудников органов внутренних дел.

Сокращение численности инспекторов по делам несовершеннолетних в результате реорганизации органов внутренних дел повлекло явное снижение эффективности их работы с подростками, состоящими на учете. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные в ходе проверок работы ПДН. Факты ненадлежащего исполнения сотрудниками органов внутренних дел Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выявлялись и при проведении аппаратом прокуратуры края проверок в подразделениях по делам несовершеннолетних 11 отделов внутренних дел. По результатам проверок внесены 3 представления начальнику УМВД по краю, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц.

Остается высоким количество несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом, на долю этих лиц приходится 32% всех зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, сообщает пресс-служба прокуратуры Забайкальского края.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ