Накануне нового года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Таким образом, закончилась дискуссия относительно будущего образовательной сферы страны и теперь, с этого года граждане почувствуют на себе все "инновации" разработчиков этого самого спорного документа. Любопытно, что в официальных комментариях к этой новости старательно обходятся очень неприятные моменты, зафиксированные законодателями и Президентом страны.
Но сначала о приниципиальных моментах с точки зрения официальных комментаторов. Итак, в области среднего школьного образования зафиксированы преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории, индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах, отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения. Кроме того, теперь закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода. В документе также уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Соответствующее решение допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения.
Педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также — если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет — на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию.
Зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона.
Документом уточняется норма о плате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер будет определяться актами образовательных организаций с учетом мнения студенческих советов.
Также предполагается закрыть профтехучилища и техникумы, которые предлагают программы начального профобразования. В законе закреплено право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся.
В области высшего образования результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет, список льготников при поступлении сократится, устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10 процентов), а все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов.
Что же касается критиков этого закона, то они уверены, что разработчики пытались "перегайдарить Гайдара" и, похоже, это у них получилось. Так, по мнению депутата Госдумы Олега Смолина, закон, попросту говоря, «пустой». Например, есть статья про стипендии, однако из неё невозможно узнать ничего, кроме того, кем эти стипендии устанавливаются. Примерно такая же ситуация в отношении питания, учебников, образовательных кредитов и других социальных гарантий.
Закон по-прежнему представляет собой «паровоз для машиниста»: он мало что даёт образовательному сообществу и лишь делит полномочия между чиновниками разных уровней власти.
Кроме того, в законе опять прописана идеология услуг, особенно там, где речь идёт об экономике и финансировании образования. Это особенно ярко выразилось в вопросе поддержки родителей дошкольников. По действующему закону плата за присмотр и уход за такими детьми в системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных родителей — 10% от реальных затрат. В новом законе такого положения нет - размер платы будет устанавливать учредитель дошкольного заведения.
Кроме того, в результате принятия закона все педагогические работники лишаются скромной выплаты на учебно-методическую литературу, доктора и кандидаты наук — надбавки за учёные степени, доценты и профессора — надбавки за учёные звания. Правда, эти деньги обещают включить в оклад, однако ни гарантий, ни механизмов в законе нет.
Дети-сироты, согласно новому закону, лишаются льгот при поступлении в вузы. Но и без того успешно социализируются лишь 10% выпускников детских домов. Ясно, что этот показатель станет ещё хуже.
Действовавший ранее закон утверждал, что плата за общежитие не должна превышать 5% от расчётной стипендии. В новом законе это исчезло.
Закон ликвидирует начальное профессиональное образование в качестве особого образовательного уровня. Очевидно, что многие из тех, кто сейчас получает начальное профобразование, программы среднего профобразования освоить не способны. Эти подростки и молодёжь будут переведены на профессиональное обучение, которое даёт гораздо более низкую квалификацию, и не обеспечивает профессиональной карьеры.
Еще очень важный для общества момент: новый закон фактически сводит всю духовно-нравственную культуру к религиозной. Он вводит фактическую цензуру централизованных религиозных организаций над курсами духовно-нравственной культуры, обязывая светскую власть привлекать эти организации к учебно-методическому обеспечению таких курсов. Он предоставляет возможность частным образовательным организациям вводить религиозный компонент без согласия учащихся и родителей.
И, наконец, главное — новым законом исключается действующая норма (п. 13 ст. 39), прямо запрещающая приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и их имущества.
Иными словами, новый закон сохранит все пороки образовательного законодательства, возникшие в результате принятия закона о так называемой монетизации и последующих законодательных актов. В том числе хроническое недофинансирование и т.д.
Наиболее резкие критики закона считают, что нужна новая научно-образовательная революция, в том числе и для того, чтобы избежать политических потрясений и деградации страны. Подписанный Президентом закон не решает системных проблем российского образования, а, в лучшем случае, лишь консервирует их...
"Байкал24"
по материалам СМИ