30 ноября в администрации Иркутска состоялись публичные слушания по проекту бюджета города Иркутска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В слушаниях приняли участие мэр Иркутска Виктор Кондрашов, председатель Думы Андрей Лабыгин, Почетные граждане города Иркутска, члены Общественной палаты города, депутаты Думы, руководители предприятий и учреждений, представители общественных организаций.
Проект главного финансового документа представила заместитель председателя комитета по бюджетной политике и финансам – начальник департамента финансов администрации Иркутска Альфия Валиулина. Проект бюджета впервые сформирован на трехлетний период, уточняет пресс-служба администрации города.
Докладчик отметила: «Расширение границы бюджетного планирования позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджета города, дает возможность заключения долгосрочных контрактов, увязывает объемы финансирования с получением конечного результата».
Доходная часть бюджета города на 2013 год сформирована в объеме 12 млрд. 218 млн. руб., что на 199 млн.руб. (или на 1,7%) выше ожидаемого поступления в 2012 году. На 2014 год плановые показатели составят – 12 млрд. 498 млн. руб. , 2015 год – 13 млрд. 061 млн. руб.
Увеличение доходов бюджета города ожидается за счет роста налоговых поступлений, в основном за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога.
В 2013 году в доходах бюджета города предусмотрена финансовая помощь из областного бюджета в объеме 3 млрд. 050 млн. руб. В последующие два года объем межбюджетных трансфертов предусмотрен практически на одном уровне и составляет порядка 2 млрд. 800 млн. руб.
Главной особенностью представленного проекта бюджета является формирование его на основе вновь принятых 19-ти долгосрочных целевых программ, которые разработаны в соответствии с программой Комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013-2019 годы. Программные расходы составляют 87% бюджетных средств.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в целях повышения реальных доходов населения, в бюджете предусмотрено 257 млн.руб. на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
При этом важно отметить, что повышение зарплаты произойдет и у педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Иркутска. Их оплата труда будет доведена до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в Иркутской области. Финансирование увеличения заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений будет проведено исключительно за счет бюджета города Иркутска.
Еще одним важным обстоятельством, отразившимся в проекте бюджета, является перевод с 1 января следующего года муниципальных учреждений здравоохранения преимущественно на финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Городу переданы отдельные государственные полномочия в области охраны здоровья граждан. На их обеспечение из бюджета области предусмотрено около 400 млн. ежегодно. Кроме того, из бюджета города в следующем году будет направлено 174 млн.руб. на завершение строительства и оснащение современным медицинским оборудованием нового здания Городского перинатального центра и операционного блока Ивано-Матренинской детской клинической больницы, проведения капитального ремонта лечебных учреждений, мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Расходы на развитие социальной сферы города в течение 3 лет составят более 24 млрд. руб. (8 млрд. руб. ежегодно).
Существенный рост расходов запланирован в сфере образования, в рамках программы «Иркутск - территория детства».
1 млрд. 519 млн.руб. в течение трех лет (2013 – 534 млн. руб., 2014 – 501 млн. руб., 2015 – 484 млн. руб.) будет направлено на проведение текущих и капитальных ремонтов зданий, восстановление и устройство ограждений территорий, приобретение современных технических средств обучения, лицензионного программного обеспечения, мебели, наглядных пособий.
Одним из важных направлений расходов в проекте бюджета является строительство объектов социальной сферы, на которое предусмотрено 2 млрд. 779 млн.руб. (2013 – 1 млрд. 062 млн.руб., 2014 – 754 млн.руб., 2015 – 963 млн.руб.), с учетом финансовой помощи из областного бюджета в объеме 209 млн.руб.
В следующем году 218 млн.руб. будет направлено на строительство пристроев к детским садам N132 и N136, приобретение зданий для размещения еще 2-х учреждений дошкольного образования. Планируется, завершение строительства детских садов по улицам Байкальская, Мухиной и в микрорайоне Юбилейный, начать строительство детского сада по улице Новаторов. Запланированы работы по проектированию строительства дошкольного учреждения по ул. Розы Люксембург и школы по ул. Багратиона.
Значительно увеличены расходы на строительство спортивных объектов. В следующем году планируется реконструкция спорткомплекса «Вымпел», затраты на проведение которой составят около 52 млн.руб. Планируется начать строительство крытого бассейна по переулку 18-й Советский в Ново-Ленино, разработку документации на строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов: в микрорайоне Юбилейный с универсальным спортивным залом и по бульвару Рябикова с плавательным бассейном. Завершится строительство спортзала модульного типа возле школы N 43, запланировано строительство 3-х спортивных площадок (в Ленинском, Свердловском районах и в микрорайонеПервомайский). В течение трех лет из бюджета будет выделено 429 млн. руб. (2013 - 24 млн. руб. 2014 -225 млн. руб., 2015 – 180 млн. руб.) на разработку проектно-сметной документации и строительство спортивных модулей 5 школ. (NN26, 29, 63, 64, 68).
В соответствие с изменениями, внесенными в Закон «Об образовании», в бюджете города впервые предусмотрены средства на оказание поддержки негосударственным организациям – частным детским садам и группам присмотра за детьми, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования.
В 2013 году будет увеличено бюджетное обеспечение стоимости питания школьников, имеющих льготы, до 42 рублей 36 копеек на человека. На эти цели ежегодно планируется направлять 90 млн.руб., в том числе 20 млн.руб. - за счет средств субвенции из областного бюджета.
На содержание и развитие городского хозяйства в течение следующих трех лет предусмотрено 8 млрд. 120 млн.руб. (2013 – 2 млрд. 697 млн. руб., 2014 – 2 млрд. 742 млн. руб., 2015 – 2 млрд. 681 млн. руб.), что составляет почти четверть всех расходов бюджета города.
В рамках долгосрочной целевой программы «Дороги города Иркутска» в бюджете на три года запланировано более 5 млрд. руб. (2013 – 1 млрд. 752 млн. руб., 2014 – 1 млрд. 750 млн. руб., 2015 – 1 млрд. 745 млн. руб.). Это расходы на содержание городских автомобильных дорог, мостов и путепроводов, объектов дорожного хозяйства, на ремонт внутриквартальных территорий города, гравирование и асфальтирование улиц в частном секторе.
299 млн.руб. (2013 – 125 млн. руб., 2014 – 2015 – 87 млн. руб. ежегодно) средств субсидии из областного бюджета будет направлено на ремонт автомобильных дорог, капитальный ремонт ул.Радищева и реконструкцию путепровода на участке транспортной развязки автомобильной дороги Иркутск-Оса-Усть-Уда.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Эко-Логичный город» будут финансироваться расходы на содержание городских парков, фонтанов и зеленых насаждений, устройство новых детских площадок (91 ед.) и ремонт существующих площадок, проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки, защите городских лесов.
Впервые планируется направить бюджетные средства на благоустройство и содержание созданных в 2012 году особо охраняемых природных территорий - «Синюшина гора» и «Кайская Роща» и разработку генеральной схемы очистки территории города.
Для комплексного решения проблем благоустройства сектора индивидуальной жилой застройки принята соответствующая долгосрочная целевая программа, на мероприятия которой предусмотрено более 316 млн.руб. (2013 – 100 млн. руб., 2014 – 105 млн. руб., 2015 – 111 млн. руб.).За счет этих средств в течение трех лет будет проводиться проектирование и строительство водопроводов (142 млн. руб.), капитальный ремонт и строительство объектов наружного освещения (131 млн. руб.), организован вывоз бытовых отходов с территории частного сектора с устройством контейнерных площадок (более 43 млн. руб.).
В предстоящие три года продолжится проведение за счет средств бюджета города капитального ремонта кровель, фасадов и работ по модернизации пассажирских лифтов в многоквартирных домах, установка объектов наружного освещения. На реализацию соответствующей программы планируется направить 338 млн.руб. (2013–2014 – по 111 млн. руб. ежегодно, 2015 – 116 млн. руб.).
В течение трех лет для переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет выделено 489 млн.руб. (2013 – 168 млн. руб., 2014 – 210 млн. руб., 2015 – 111 млн. руб.), с учетом финансовой помощи из областного бюджета (более 30 млн.руб. ежегодно). В рамках долгосрочной целевой программы «Жилище» в течение трех лет из бюджета города будут предоставлены социальные выплаты на строительство и приобретение жилья в объеме около 188 млн.руб., что позволит улучшить жилищные условия почти 250 семей. Для решения жилищной проблемы планируется построить муниципальное общежитие в Ленинском районе города и подготовить проектную документацию на строительство общежития в Куйбышевском районе.
Одной из задач бюджетной политики города на предстоящие годы, в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, является снижение бюджетного дефицита.
В представленном проекте бюджета размер дефицита будет снижен с 6% в 2013 году до 3% в 2015 году. Параметры бюджета города, отметила докладчик, позволяют в полной мере обеспечить все действующие расходные обязательства реальными доходными источниками, а также создают условия для дальнейшего развития города, повышения эффективности экономики и бюджетной сферы.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Иркутска Наталья Титова выступила с заключением по результатам экспертизы проекта бюджета. Она отметила, что «в целом, бюджет сбалансирован и отвечает требованиям законодательства».
Свою оценку проекту бюджета дал заместитель председателя комиссии по экономической политике и бюджету Думы города Алексей Егоров.
«Документ был тщательно проанализирован депутатами. В проекте максимально учтены все замечания, - отметил он. - Важно, что предусмотрено увеличение средств на зарплату бюджетников. В связи с этим вырастут текущие расходы бюджета, и снизится его инвестиционная составляющая с 16% до 14%. Городу надо более эффективно работать по привлечению средств из бюджетов разных уровней, участвуя в долгосрочных инвестиционных проектах. Также необходимо минимизировать затраты по обеспечению муниципального долга».
Проект бюджета также прокомментировала председатель комиссии по социальной политике и культуре Думы Ирина Ежова: «Бюджет растет по доходам, при этом основная часть его расходов – вложения в человека: 63% бюджетных средств будут реализованы в рамках семи социальных программ, то есть будут направлены на улучшение здоровья, качества образования и жизни иркутян».
На Публичных слушаниях прозвучали предложения по улучшению качества жизни в многоквартирных домах, финансированию текущих затрат Территориального общественного самоуправления.
«Бюджет 2013 год отличается тремя принципиальными моментами. Во-первых, основной финансовый документ Иркутска впервые принят на три года. Это предполагает возможность долгосрочного планирования. Во-вторых, он программно-целевой. В основе бюджета лежат 19 вновь принятых долгосрочных программ, которые охватывают все сферы жизнедеятельности города. Примерно 87% расходной части бюджета запланировано в программах. В-третьих, бюджет имеет социальную направленность. На развитие социальной сферы города в течение 3 лет планируется направить более 24 млрд рублей, то есть 8 млрд рублей ежегодно. Эти три «кита» бюджета обеспечат Иркутску устойчивое развитие в ближайшие годы», - такую оценку проекта бюджета дал мэр Иркутска Виктор Кондрашов.
5 декабря проект бюджета будет вынесен на рассмотрение Думы города Иркутска.
«Байкал24»