Накануне в Иволгинском дацане завершил свою работу – Сугунды (съезд) Буддийской традиционной Сангхи России, созываемый, согласно Уставу, один раз в пять лет.
Съезд заслушал отчет о проведенной работе Главы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева за истекшие последние 5 лет.
По мнению присутствовавших на съезде, высокое собрание буддийского духовенства во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым открыло новую страницу в истории Сангхи России. Так, отчет Хамбо ламы Дамбы Аюшеева показал динамику роста и развития Сангхи России на современном этапе и определил задачи, которые предстоит решить буддийскому духовенству в ближайшем будущем. Именно обсуждению этих проблем и была посвящена значительная часть работы съезда.
В частности, выступления Хамбо ламы, его комментарии были наполнены пронзительной болью за судьбу бурятского народа. Он сказал, что несколько лет назад, однажды, его пронзила горькая мысль, что его родной народ, оказывается, никогда не был богат!.. И с того дня он постоянно думает о том, как же сделать его процветающим, истинно верующим, как сделать, чтоб молодежь не покидала родных сел и деревень, не растворялась в океане городских соблазнов, не теряла себя, свое лицо, вынужденно занимаясь любой, попавшейся под руку работой, забывая родной язык, культуру и традиции…
Обращаясь к шэрээтэ ламам, Хамбо лама призвал их работать во благо своих прихожан еще активнее:
- Каждый свой день после утреннего хурала отдавайте верующим, меньше всего заботясь о себе, потому что забота о своем благополучии - это ложный путь. И горе тому ламе, к которому не приходят за советом люди, не ходят в его дацан на хуралы! Если лама не общается с прихожанами, тогда дацан здесь не нужен!.. Если опустеют наши родные села, то для кого же тогда мы возрождаем дацаны? Сколько бы мы ни построили дуганов, мы нисколько не продвинемся вперед, если наши земляки уедут в города. Мы понимаем, что делают они это от отчаяния… Но люди должны жить на земле. В развитии домашнего крупного рогатого скота - спасение от голода, в развитии домашнего овцеводства – достаток в семье, ее здоровье и процветание.
Хамбо лама напомнил, что ради благополучия бурятского народа Сангха России инициировала передачу в дар сельским поселениям малых социальных отар. Инициатива буддистов получила безоговорочную поддержку у республиканских и федеральных властей.
- Наш народ невероятно талантлив, у него золотые руки! Но сейчас все же больше работаем ртом, чем руками. И потому надо вновь научиться работать руками. Будда Шакьямуни говорил: «Наша кровь от матери, но руки - от Бога!» Мы должны дать людям веру, дать работу. Сельчане должны жить лучше, чем городские. И этим показать им пример. Если мы сумеем создать эти благоприятные условия для всестороннего развития человека, то все, кто уехал в город, вернутся обратно домой. Поэтому еще раз говорю – вы должны жить ради людей! Ради благополучия и процветания родной земли! - подчеркнул Дамба Аюшеев, обращаясь к буддистскому духовенству.
- Буддист должен жить ради других людей, других живых существ. И обладая Знанием, он всегда должен делиться им, этим истинным богатством. А в конце своей жизни человек никогда не будет сомневаться, правильно ли он жил. Всегда говорю: Помогайте людям, как бы то ни было! За себя не стойте! И не обижайтесь, если вас не почитают. Не живите, как многие живут – никому не помогут, а потом еще жалуются, что их не ценят, не уважают.
В заключение хочу сказать, что моя главная задача – это сохранить село, сохранить бурятский народ, защитить его от нужды, сделать его богатым и процветающим. Пусть живут наши земляки на нашей родной земле и пусть они будут счастливы! Потому я и живу ради блага бурятского народа! Если мы сами не поднимем свою культуру, язык, образование, спорт, за нас никто этого не сделает! Я никогда не думал, что столько лет буду Хамбо ламой… Но буду я им или нет, я всегда буду помогать другим, ради этого и живу, - подчеркнул в своем выступлении Глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев.
"Байкал24"